«Мир изрезан, искалечен, мир изорван на части.
В подсознаньи - вереницы пограничных столбов.
Превратилось в обязательство понятие "Счастье",
Обязательными стали доброта и любовь...»
Канцлер Ги «Фразы»
28 августа в России отмечали 90-летие со дня рождения выдающегося советского фантаста, классика фантастической литературы Аркадия Натановича Стругацкого. Кащей уже писал о творчестве братьев Стругацких, а сегодня, в связи с этим замечательным юбилеем, захотел вспомнить про творчество современных фантастов, которые использовали в своих работах миры, придуманные братьями Стругацкими. И одно из самых интересных заимствований сделал Сергей Лукьяненко, который показал, что счастливое общество, описанное советскими фантастами, может выглядеть совершенно по-другому.
Когда Сергей Лукьяненко еще умел писать не на заказ, а по велению души, у него получались великолепные книги. В них было все: захватывающие приключения, поучительные моменты, интересные повороты сюжета и яркие герои. Сейчас времена изменились, но ранние книги нашего фантаста по-прежнему прекрасны. Лукьяненко всегда тяготел к жанру космооперы, и самые лучшие его книги являются прекрасными образцами космических приключений.
В 1997 году в свет вышел роман «Звезды – холодные игрушки» - первая книга космической дилогии о приключениях пилота Петра Хрумова. В следующем году был издан роман «Звездная тень», в котором действуют те же герои, что и в «Звездах».
Сразу отмечу, что аннотация к роману «Звезды – холодные игрушки» не соответствует содержанию и не имеет ничего общего с сюжетом. Скорее всего, для аннотации послужил фрагмент книги, где говорится не о Земле, а о Родине – родной планете Геометров. Почему так случилось с аннотацией – загадка.
Фактически роман «Звезды – холодные игрушки» разделен на две части. В самом начале мы встречаем Петра Хрумова, отправляющегося с планеты системы Сириуса-А на Землю. Все не так просто в существовании землян.
Сразу видно, что страна, в которой писалась книга, была иной, чем нынешняя Россия. Кто постарше — помнит безвременье приблизительно пятнадцатилетней давности, а вот читатели более юные могут и удивиться пессимистическим пейзажам окружающей Петра Хрумова родной страны. Хоть это далеко и не главное в книге, но кое-какие моменты позволяют разглядеть, каким видел Лукьяненко будущее России, исходя из ситуации, сложившейся вокруг на момент создания книги. Здесь и хунта, здесь и космонавт, рекламирующий подгузники, и упоминание о канадских нефтяниках, добывающих в Сибири нефть на взятых в аренду месторождениях. Я почему об этом так подробно пишу — да ведь сейчас такое сильно в глаза бросается, ведь жизнь-то изменилась и отношение к стране и её возможному будущему — тоже. Хотя, что любопытно – Крым в книге получил независимость, что в принципе практически соответствует нынешней действительности.
В романе человечество, пройдя путь капитализма, совершив гениальные прорывы в науке, все же смогло пробиться сквозь вуаль неведения и увидеть собственными глазами, как живет и развивается Вселенная в самых далеких ее уголках, какими удивительными созданиями она полна, и сколько путей может иметь развитие коллективного разума.
Но было слишком поздно. Вселенная давно покорилась чужим. Но у человечества все еще был шанс утвердиться в космосе, завоевать авторитет и попасть в элиту самых развитых цивилизаций. Ведь у людей было то, чем не обладала ни одна другая форма жизни — способность «Джампа" ("Джамп" - технология на кораблях землян, осуществляет прыжок через изнанку пространства в космосе, делающий путь от звезды к звезде намного короче. Только земляне могут вынести последствия "Джампа") , позволяющая совершенствовать космические корабли и преодолевать огромные расстояния гораздо быстрее всех остальных.
Но на деле оказалось, что человечество получило обидное прозвище «Извозчики». Ими пользуются, их эксплуатируют, но совершенно не желают принимать в ряды Сильных рас, которые управляют обитаемым космосом. Более того, над землянами нависла реальная угроза уничтожения.
Но так уж вышло, что земляне не единственные, кто угнетен Сильными расами. И вот группа из недовольных представителей Слабых рас задумывает совершить глобальный переворот. И как кстати, что находится планета с точно такими же, как люди, существами, но гораздо более технически развитыми. Более развитыми, чем самая Сильная раса. Их название – Геометры. Осталось только разведать обстановку, как говорят военные. Внедриться к Геометрам. Обрести новых союзников для людей и всех остальных Слабых рас. Использовать последний шанс для землян, стоящих на грани уничтожения.
С момента, когда Петя Хрумов – а он легко узнаваем под личиной Ника Римера – попадает в уютный, теплый, развитый и процветающий мир Геометров на планете Родина под светом звезды с именем Матушка, начинается вторая часть романа.
Давным-давно Сергей Лукьяненко любил вести полемику с классиками отечественной фантастики. В «Звездах» в облике Родины (планеты Геометров) под светом Матушки легко узнаваем мир «Полдня» Стругацких. Но если в «Полдне» это счастливое общество – не без проблем! – но в целом же счастливое, то в «Звездах» это уродливая картина, которая лишь издалека кажется правильной.
Геометры – обитатели Родины – несут идею Дружбы. Несут ее всем и каждому, не принимая никакого отказа. Несут ее качественно – сразу всей планете, на которую высаживаются. Для этого Геометры создали профессию прогрессоров и регрессоров - людей, вступающих в инопланетный контакт и поднимающих или разрушающих цивилизацию инопланетян до необходимого захватчикам уровня. А на Родине - добрые и мудрые Наставники, работающие в интернатах, где живут все дети планеты от шести лет и до совершеннолетия, помогут своим воспитанникам найти нужную для Родины и Дружбы профессию, помогут найти место в жизни и даже обрести любовь. Как это случилось с Ником Римером – пилотом дальней разведки, регрессором и прогрессором, и талантливым поэтом, чья поэзия оказалась неугодна для Родины.
Ник Ример, получивший профессию пилота дальней разведки, не может прекратить писать стихи и читает их своему полуразумному кораблю, рассекая звездное пространство…
«Насильно завербованный на фабрику мыслей
я отказался служить.
Насильно мобилизованный в армию мыслей
я отказался служить.
Я отказываюсь понимать их мысли,
их помыслы, их мыслишки.
У меня и н а я м ы с л ь,
Мысль иная -
любить, кого сам выбираю
и делать, что сам понимаю».
… пока его место не занимает Петр Хрумов.
Не буду рассказывать, как удалось Петру занять место Ника, какие события к этому привели, и чем все закончилось. В конце концов, это один из самых интересных поворотов сюжета.
И все же, несмотря на все, чем пестрит Родина, на "кривое зеркало" в идеальном обществе, на Наставничество, которое превратило общество в театр абсурда, на идею, по сути, насильной Дружбы – Геометры не так плохи. И человечеству придется сделать выбор между той жизнью, в которой они пребывают, и идеями Геометров.
Или… есть же третья сторона – мир Тени, который привел в ужас всесильных Геометров. Тень, которая находится в ядре Галактики, где ночью светло от звезд и так легко верится в множество обитаемых миров.
Выбирай, человечество. Выбирай, Петр Хрумов.
«Один человек — уже слишком много, чтобы изменить мир.
Но я не один.
Я больше никогда не буду один.
И, значит, что-то смогу».
Роман «Звезды – холодные игрушки» неотделим от второй части «Звездная тень». По сути, это половина истории, во второй - Петр исследует мир Тени.
Вообще замечательная придумка автора – мир Тени. Но принцип этого мира позвольте оставить загадкой для будущих читателей.
Романы «Звезды - холодные игрушки» и «Звездная тень» - отличная дилогия с множеством достоинств. Тут и космические головокружительные приключения, и различные инопланетные расы – очень любопытные, своеобразные и разнообразные миры. А еще проблема нравственного выбора, проблема морального аспекта – может ли человек быть мерой всех вещей. И даже извечный конфликт отцов и детей в противостоянии Петра Хрумова и его деда, а также в противостоянии Петра/Ника и Наставника Пера. И если в первом случае конфликт разрешается, то во втором - в конечном итоге приводит к трагедии, что вполне обосновано.
«— Ерунда, — резко сказал Наставник. — Катти помнит, потому что твои отношения с ней всегда были излишне эмоциональны. Но ведь никто этому не препятствовал! Вы были признаны гармоничной парой, и на все ваши детские шалости…
— Вы подлец, Наставник, — сказал я. И ударил его по щеке.
Несильно.
Без желания причинить вред этому старому человеку.
Но в полной уверенности, что приходит момент, когда легкий удар по щеке заменяет долгие и сумбурные выражения неприязни…»
Роман «Звезды - холодные игрушки» — одна из тех книг, что можно перечитывать и перечитывать. Вкус ее неизменен, он уникален, он бесподобен. Это одна из книг, что перечитывал Кащей с его нелюбовью к перечитываниям. Мир Геометров, такой уютный и теплый, где, по словам Бориса Стругацкого, придраться вроде бы не к чему, но с души воротит; Тень с ее свободой выбора и небом, пылающим ночью от звезд, а также приключения в космосе – неизменно манили, призывая перечитывать про Родину, где властвуют идеальные с виду Наставники. А потом перейти к Тени и найти мир себе по вкусу.
И еще Ник Ример с его прекрасными стихами начинает жить в каждом читателе.
«А память,
из чего она состоит,
как она выглядит,
и какой потом обретает вид
эта память…»
Откуда нам знать, Ник?
И напоследок - некоторые интересные факты:
Все стихи Ника Римера на самом деле являются стихами французского поэта Жака Превера, что указано в сносках к обеим книгам.
Лукьяненко называет Ио спутником Сатурна, хотя это спутник Юпитера.
В дилогии можно найти несколько «раскавыченных цитат» из произведений мировой культуры. Это, например, «Цветы покрывают всё, даже могилы» (цитата немецкого писателя Эриха Марии Ремарка) — в романе «Звёзды — холодные игрушки» она звучит как: «Цветы — они всё покроют. Даже могилу». Также фраза из первой книги дилогии: «Не летим, а, как говорилось в одном мультике, „красиво падаем“» — отсылка к мультфильму «История игрушек» (реплика Базза Лайтера).
В книге упоминается «энтузиаст контактов Молдер» — ссылка на агента Фокса Малдера из популярного американского фантастического сериала «Секретные материалы».
Первый американский корабль-джампер называется «Энтерпрайз», что служит отсылкой к американскому фантастическому сериалу «Звёздный путь» (англ. Star Trek). Также первый контакт с инопланетянами напоминает таковой из «Звёздного пути».
Принцип управления кораблём Геометров в точности соответствует принципу управления космическими кораблями, описанному Айзеком Азимовым в серии романов «Основание».
Самое главное в жизни – свобода выбора, но иногда, очень редко, но все же, я думаю, что институт наставничества и интернаты, которые определяли место человека в жизни – не так уж плохи для землян. Истина, как обычно, где-то посередине.
Интересно, что рождает такие неправильные мысли?
С вами был Кащей Б. Смертный. Делайте правильный выбор и всегда помните, что свобода выбирать – бесценна.