Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

"И оживает сказка"


Здравствуйте друзья!

Обожаю с детства сказки о животных! Особенно с яркими, красочными иллюстрациями! А первым художником, чьи работы я в совсем юном возрасте стал узнавать в «лицо» были рисунки, подписанные не известным мне тогда именем – Е. Рачёв.

Моё внимание привлекали герои книг – забавные воинственные зайцы, хитроумная коварная лиса, простак-медведь, и конечно, волк… Очень я ему сочувствовал.

Тогда же я заинтересовался: а кто этот таинственный Е. Рачёв?

Евгений Михайлович Рачёв родился 8 февраля далекого 1906 года в Сибири, в Томске. Детство свое он провел в деревне у бабушки, в сибирском селе Юдино. Это были необыкновенные, богатые дичью края. С детства Женя очень любил лес, часто бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное.

Когда Евгению исполнилось 14 лет, умерла его бабушка. В это время шла Гражданская война, и мальчишке в одиночку пришлось добираться из Сибири в Краснодарский край, к маме. Три месяца пробирался он без еды и денег (!!!) через всю Россию. Ехал на крыше товарного вагона и чуть было не стал беспризорником. Неизвестно, чем бы закончилось это опасное путешествие, если бы не возвращавшиеся с фронта солдаты... Они пожалели уставшего и исхудавшего паренька: забрали с крыши в свой вагон, накормили, обогрели и довезли до Новороссийска.

Там, мечтая о кораблях и морских просторах, он поступил в мореходную школу. Однако из-за проблем со здоровьем от мечты о море ему пришлось отказаться.

В 1928 году Евгений Рачёв с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. В 1936 году рисунки молодого художника увидели в издательстве «Детгиз» и пригласили в Москву. Так Евгений оказался в столице.

Но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт. Евгений Рачев прошел всю войну с 1941 по 1945 год. Сначала был рядовым в пулеметном батальоне в московском ополчении в самые тяжелые для Москвы дни, когда вражеские войска подошли почти к самому городу. Затем, уже в звании лейтенанта, художник служил во фронтовой армейской газете "Боевая тревога". (Узнав, что рядовой Рачёв умеет рисовать, командование поручило ему оформлять эту газету).

Как и многие фронтовики, Рачёв не любил вспоминать о войне. Некоторые его военные зарисовки были показаны на выставке в 1946 году в Московском союзе художников. Но в дальнейшем художник в своей работе к военной теме никогда не обращался. Однажды с горечью сказал: "Нет страшнее зверя, чем человек".

После войны Евгений Михайлович вернулся в Москву и продолжил работу в «Детгизе». Сотрудничал и со многими другими издательствами. Начиная с 1960 года Рачёв стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.
Что же делает иллюстрации Рачёва такими узнаваемыми? Конечно же сказочные животные в очеловеченном виде.

Сейчас в это трудно поверить, но когда художник принес свои первые рисунки с героями-животными так похожими на людей, то издательство не знало как поступить. Почти год его не решались печатать. Потому что до Рачёва никто так не рисовал. Это было совершенно по-новому.

А когда напечатали – книги раскупали нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

«Мне хотелось, — говорил художник, – рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло».

Начиная с 50-х годов, Рачёв иллюстрирует басни Михалкова и сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Евгений Михайлович считал, что к иллюстрированию сказок нужен различный подход в зависимости от характера сказки. Всякая сказка, при всей её внешней фантастичности и нереальности, всегда исходит из жизни, высмеивает человеческие пороки и утверждает добрые человеческие качества. Звери в сказке или басне - это только внешняя личина её героев, а суть всех этих образов человеческая.

Одной из первых книг, которую Рачёв иллюстрировал в первые послевоенные годы, были трогательные и забавные «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка.

Немного позже он начал работать над Башкирскими сказками. Именно тогда впервые художник «одевает» своих героев-животных в человеческие одежды. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы выразить в рисунках национальный колорит. За башкирскими сказками последовали украинские. Он побывал на Украине, сделал специальные этюды и зарисовки украинского быта.

В этой кропотливой работе верной помощницей Евгению Михайловичу была жена, Лидия Ивановна Рачёва, которая собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций.

Удивительно, но до 1949 года рисунки Рачёва были черно-белыми. Его первыми цветными работами стали иллюстрации к русской народной сказке «Петушок — золотой гребешок» и украинской — «Рукавичка».

«Рассматривая сказку "Рукавичка" с иллюстрациями Е. Рачёва мы замечаем
, как сказочный домик-рукавичка постепенно меняется от рисунка к рисунку. Он обрастает хозяйством. В первом рисунке рукавица лежит прямо на снегу, во втором и третьем - она уже поднята на фундамент из палочек и подпёрта со всех сторон сучками, появляется и приставная лесенка. В четвёртом рисунке - деревянное крылечко, крытое соломой, потом появляются труба от печки, оконца с резными наличниками, колокольчик при входе...» В книге «Терем-теремок», которую я помню с детства, собраны русские народ­ные сказки о животных. В этих сказках всё необыкновенно: звери и птицы разговаривают и думают как люди и поступают как люди - добрые или злые, смелые или трусливые, глупые или умные. Так и в красочных рисунках Е. Рачёва животные ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. Они чувствуют, думают, радуются или грустят. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, - человеческими характерами. Они по-настоящему живые. Свойство очеловечивать персонажей-животных особенно пригодилось художнику, когда он оформлял басни И.А. Крылова и С.В. Михалкова, сказку В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» и русские народные сказки. Великолепное понимание природы и животных со временем проявилось в новых необычных работах Евгения Михайловича Рачёва – это скульптуры из дерева. В изгибах ветвей или корневищ упавших деревьев художник увидел пластику живых существ, которые похожи на привычных нам животных или являются порождением его фантазии.

За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных рачёвских зверей. О себе и своей работе художник рассказывал:

«На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует. Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Вот и получается — прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они — мои давние друзья или знакомые.
Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:

— Здравствуйте, дедушка Медведь!

И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке — значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».
Вот и я, Волк Cерый, глядя на ваших птиц и зверей, Евгений Михайлович, понимаю, что сказка на людей намекает. А, значит, у вас всё получилось, как в сказках, которые вы иллюстрировали.

А вы, друзья, как считаете?
8 февраля 2016
Волк Серый
Это интересно