
Обожаю с детства сказки о животных! Особенно с яркими, красочными иллюстрациями! А первым художником, чьи работы я в совсем юном возрасте стал узнавать в «лицо» были рисунки, подписанные не известным мне тогда именем – Е. Рачёв.
Моё внимание привлекали герои книг – забавные воинственные зайцы, хитроумная коварная лиса, простак-медведь, и конечно, волк… Очень я ему сочувствовал.
Тогда же я заинтересовался: а кто этот таинственный Е. Рачёв?

Когда Евгению исполнилось 14 лет, умерла его бабушка. В это время шла Гражданская война, и мальчишке в одиночку пришлось добираться из Сибири в Краснодарский край, к маме. Три месяца пробирался он без еды и денег (!!!) через всю Россию. Ехал на крыше товарного вагона и чуть было не стал беспризорником. Неизвестно, чем бы закончилось это опасное путешествие, если бы не возвращавшиеся с фронта солдаты... Они пожалели уставшего и исхудавшего паренька: забрали с крыши в свой вагон, накормили, обогрели и довезли до Новороссийска.
Там, мечтая о кораблях и морских просторах, он поступил в мореходную школу. Однако из-за проблем со здоровьем от мечты о море ему пришлось отказаться.
В 1928 году Евгений Рачёв с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. В 1936 году рисунки молодого художника увидели в издательстве «Детгиз» и пригласили в Москву. Так Евгений оказался в столице.

Но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт. Евгений Рачев прошел всю войну с 1941 по 1945 год. Сначала был рядовым в пулеметном батальоне в московском ополчении в самые тяжелые для Москвы дни, когда вражеские войска подошли почти к самому городу. Затем, уже в звании лейтенанта, художник служил во фронтовой армейской газете "Боевая тревога". (Узнав, что рядовой Рачёв умеет рисовать, командование поручило ему оформлять эту газету).
Как и многие фронтовики, Рачёв не любил вспоминать о войне. Некоторые его военные зарисовки были показаны на выставке в 1946 году в Московском союзе художников. Но в дальнейшем художник в своей работе к военной теме никогда не обращался. Однажды с горечью сказал: "Нет страшнее зверя, чем человек".
После войны Евгений Михайлович вернулся в Москву и продолжил работу в «Детгизе». Сотрудничал и со многими другими издательствами. Начиная с 1960 года Рачёв стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.
Что же делает иллюстрации Рачёва такими узнаваемыми? Конечно же сказочные животные в очеловеченном виде.

А когда напечатали – книги раскупали нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.
«Мне хотелось, — говорил художник, – рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло».


Немного позже он начал работать над Башкирскими сказками. Именно тогда впервые художник «одевает» своих героев-животных в человеческие одежды. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы выразить в рисунках национальный колорит. За башкирскими сказками последовали украинские. Он побывал на Украине, сделал специальные этюды и зарисовки украинского быта.


Удивительно, но до 1949 года рисунки Рачёва были черно-белыми. Его первыми цветными работами стали иллюстрации к русской народной сказке «Петушок — золотой гребешок» и украинской — «Рукавичка».
«Рассматривая сказку "Рукавичка" с иллюстрациями Е. Рачёва мы замечаем, как сказочный домик-рукавичка постепенно меняется от рисунка к рисунку. Он обрастает хозяйством. В первом рисунке рукавица лежит прямо на снегу, во втором и третьем - она уже поднята на фундамент из



За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных рачёвских зверей. О себе и своей работе художник рассказывал:
«На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует. Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на

Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:
— Здравствуйте, дедушка Медведь!
И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке — значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Вот и я, Волк Cерый, глядя на ваших птиц и зверей, Евгений Михайлович, понимаю, что сказка на людей намекает. А, значит, у вас всё получилось, как в сказках, которые вы иллюстрировали.
А вы, друзья, как считаете?
