Сегодня, 15 августа, День археологии. И мне вспомнилось, как в прошлом столетии, в пору моей работы на строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), доводилось находить древнейшие орудия труда (времен неолита) в пустыне Каракумы. Жил я тогда в поселке Нефтезаводск (Туркмения), появившемся в голой пустыне в 10 км от строящегося НПЗ.
Надо сказать, что поселок фактически был островком в море песка. Свирепый афганец порою пригонял барханы прямо к подъездам домов. Так что Каракумы начинались в двух шагах от жилья. В трех километрах от Нефтезаводска стараниями геодезистов были найдены естественные впадины, и в Дирекции НПЗ было принято решение пропустить через них сток главного левобережного коллектора (канал сброса минерализованных вод с хлопковых полей). В результате жители пустынного поселка получили два огромных озера, где можно было прекрасно отдыхать и ловить рыбу.
Возвращаясь как-то с рыбалки с этих озер, я заметил в пустыне человека, который, на первый взгляд, бесцельно ходил по песку, периодически наклоняясь к земле. В руках у него была палка, которая помогала ему в странном занятии. Когда наши пути пересеклись, я поздоровался и поинтересовался, чем занимается незнакомец. Его рассказ удивил меня до крайности – человек искал орудия труда древнейших людей, живших в этой местности около 4000 – 6000 лет до н.э.
Мы познакомились. Начинающим археологом оказался учитель математики поселковой школы Николай Котельников. К этому времени Николай Сергеевич прочел об истории местности (бывшая Чарджоуская область) всё, что смог найти. Он был глубоко уверен, что в древности, по берегам протекающей в пяти километрах от поселка самой крупной реки Центральной Азии Амударьи обязательно должны были селиться люди. Оставалось только найти их следы.
Отдельные находки орудий труда неолитического периода у Котельникова случались и рядом с Нефтезаводском. Но он искал стоянку, которую в среднем течении Амударьи еще никто не находил. И Котельников продолжал делать вылазки, уходя от поселка всё дальше и дальше: на север, юг, запад, восток.
– Как же вы их находите в голой пустыне? – спросил я.
Котельников разжал кулак и я увидел на его ладони маленькие, отточенные древнейшими людьми и временем, камешки, которые он назвал микролитами.
– Это проколка, а это скребок, – пояснил археолог. – Искать довольно просто. Вы и сами можете попробовать. Надо двигаться в пустыне всё время оставляя за спиной солнце. Микролиты в силу природных факторов вынесены на поверхность песка. Их поверхности настолько обработаны временем, что отражают солнечные лучи. Увидите вспышку – это микролит вам сигнал подает. Может, конечно, и стеклышко попадется или вещица нашей цивилизации. Но это случается вблизи поселка, а подальше от него только микролиты встретите.
Вот такой оказалась простая наука поиска орудий труда древнего человека в пустыне. К слову, старания Котельникова не пропали даром. Он открыл неолитическую стоянку буквально в трех километрах от здания заводоуправления. Находки с неё Котельников отправил в Академию наук ТССР. Ученые подтвердили, что это первая открытая на левобережье среднего течения Амударьи неолитическая стоянка. По праву первооткрывателя она была названа именем Николая Сергеевича Котельникова. Вот так простой целеустремленный, но увлеченный человек сделать настоящее научное открытие.
Так случилось, что после отъезда Котельникова из Туркмении я работал учителем физики в его школе. В один из воскресных дней вместе с классом отправился на открытую Котельниковым тремя годами раньше неолитическую стоянку. Это была удивительная экспедиция.Очень надеялся, что мы что-то найдем. И, конечно, рассказал семиклассникам о «методе солнца», когда-то услышанной от Николая Сергеевича.
Ребята выслушали меня скептически. Их можно было понять. Стоянки, в привычном нашем понятии, здесь и следа не было. Такая же пустыня, как и рядом с поселком. Но когда послышался первый победный клич, возвестивший о находке, настроение детей резко изменилось. В глазах появился охотничий азарт… А победные крики раздавались всё чаще и концу нашего путешествия в древность почти у каждого из школьников был свой драгоценный трофей от прапращура.
Что-то очень важное произошло в сознании моих детей. И за это важное хочется сказать огромное спасибо и Котельникову и Археологии.
Владимир Багров, член Союза журналистов России