А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.
Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.
Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.
Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.
А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.
Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!
Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!
Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!
Реальность фантастики
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесничим, а мать – Мария Ивановна, вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Она была родом из небогатых дворян, получила хорошее образование и сама обучила сыновей письму, чтению и арифметике. Когда Константину было три года, его семья из-за возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. В 1868 году Циолковские переезжают в Вятку, где Константин стал учеником Вятской мужской гимназии. Обучение давалось ему тяжело. В детстве Циолковский переболел скарлатиной, и, в результате осложнения после болезни почти полностью потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Учителя не могли дать ему необходимые знания, и он был отчислен из гимназии за неуспеваемость.
После этого будущий великий ученый нигде не обучался, предпочитая заниматься самостоятельно дома. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В это же время Константин приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготовил астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Увлекался фокусами и делал различные ящики, в которых предметы то появлялись, то исчезали.
Когда Константину исполнилось 16 лет, отец, заметив у сына способности к точным наукам и изобретательству, отправил его в Москву для продолжения образования. Поступить в какое-либо учебное заведение он по причине глухоты не смог, но углублял свои познания, посещая публичную библиотеку Румянцевского музея. За три года упорных занятий Константин Циолковский основательно изучил физику, химию, астрономию, математику, механику. Одновременно он проявлял большой интерес к классической литературе: читал Шекспира, И.С. Тургенева, публицистику Д. И. Писарева. Важным событием в его жизни стало знакомство с Николаем Федоровичем Фёдоровым, религиозным мыслителем, основоположником космизма, который не только руководил образованием талантливого юноши, но и оказал влияние на его взгляды.
В 1879 году Циолковский экстерном сдал экзамены и получил звание учителя. И вскоре был назначен на должность учителя математики в Боровское уездное училище. Калужской губернии. Циолковский писал, что учителем «прослужил я без перерыва около 40 лет. Через мои руки прошло примерно 500 учеников и полторы тысячи учениц средней школы. Я прочел не менее 40 000 лекций (по глухоте я не любил спрашивать и потому придерживался лекционного метода). Учащиеся очень любили меня за справедливость и неутомимость в объяснениях. Ну и занимательные опыты я не скупился показывать; на эти опыты шла часть моего жалованья». В Боровске Циолковский занялся научными исследованиями. Именно в Боровске Циолковский математически обосновал цельнометаллический аэростат (дирижабль), выгодно отличавшийся от всех предшествующих конструкций.
В 1892 году Циолковский переехал в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала признания, необходимой поддержки. У него была большая семья (семеро детей) и маленькое жалованье. Жизнь его была трудная, иногда попросту голодная, и немало было в ней трудностей, горя, лишений. Космические полеты и дирижаблестроение стали главным делом всей его жизни.
Как же Циолковский стал писателем-фантастом? Результаты некоторых своих научных работ К. Э. Циолковский как раз и облек в форму приключенческого научно-фантастического повествования. Недаром. Циолковский говорил: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет".
Он написал такие научно-популярные и научно-фантастические произведения, как повести "Вне Земли", "На Луне", "Грезы о Земле и Небе», "Приключения Атома" и многие другие. И что интересно, в настоящее время его книги переиздаются и находят своих читателей. Для детей старшего школьного возраста и для взрослых можно порекомендовать для чтения повести К. Э Циолковского «На Луне» и «Вне земли».
Повесть «На Луне» — первое научно-фантастическое произведение Циолковского. Два безымянных героя — автор и его друг физик — неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на поверхности Луны. Рассказ Циолковского отличается убедительностью, наличием интересных, многочисленных подробностей, живым литературным языком: Вот, к примеру, как он описывает лунный пейзаж:
Тишина... ясная погода... безоблачное небо... Не видно ни растений, ни животных... Пустыня с черным однообразным сводом и с синим Солнцем-мертвецом. Ни озера, ни реки и ни капли воды! Хоть бы горизонт белелся - это указывало бы на присутствие паров, но он так же черен, как и зенит! Нет ветра, который шелестит травой и качает на Земле вершинами деревьев... Не слышно стрекотанья кузнечиков... Не заметно ни птиц, ни разноцветных бабочек! Одни горы и горы, страшные, высокие горы, вершины которых, однако, не блестят от снега. Нигде ни одной снежинки! Вон долины, равнины, плоскогорья...
Кроме Луны Циолковский также дает описание вида неба и светил (включая Землю), которые можно наблюдать с поверхности Луны. Здесь он подробно проанализировал такие понятия, как следствия силы тяжести, отсутствие атмосферы и других особенностей Луны. Циолковский в своем произведении делает ряд намеренных допущений для того, чтобы продемонстрировать лунные реалии. Так, оказавшись на Луне, герои повести обходятся без воздуха, на них никак не сказывается отсутствие атмосферного давления — они не испытывают никаких особенных неудобств, находясь на поверхности Луны. Также в повести рассказывается о различных физических явлениях: нагрев и охлаждение поверхностей, испарение и кипение жидкостей, горение и взрывы.
Пить хочется! Открываю пробку... Что это - вода закипает! Вяло, но кипит. Дотрагиваюсь рукой до графина. Не обжечься бы... Нет, вода только тепла. Неприятно такую пить! - Мой физик, что ты скажешь? - Здесь абсолютная пустота, оттого вода и кипит, не удерживаемая давлением атмосферы. Пускай еще покипит: не закрывай пробку! В пустоте кипение оканчивается замерзанием... Но до замерзания мы не доведем ее... Довольно! Наливай воду в стакан, а пробку заткни, иначе много выкипит. Медленно льется жидкость на Луне!.. Вода в графине успокоилась, а в стакане продолжает безжизненно волноваться - и чем дольше, тем слабее. Остаток воды в стакане обратился в лед, но и лед испаряется и уменьшается в массе. Как-то мы теперь пообедаем? Хлеб и другую, более или менее твердую пищу можно было есть свободно, хотя она быстро сохла в незакрытом герметически ящике: хлеб быстро обратился в камень, фрукты съежились и также сделались довольно тверды. Впрочем, их кожица все еще удерживала влажность.
В повести увлекательно рассказывается, как друзья умудрились в необычных «лунных» условиях сварить суп и съесть его. Это оказалось очень непросто.
- Ох, эта привычка кушать горячее! Как с нею быть? Ведь здесь нельзя развести огонь: ни дрова, ни уголь, ни даже спички не горят! - Не употребить ли в дело Солнце?.. Пекут же яйца в раскаленном песке Сахары!.. И горшки, и кастрюли, и другие сосуды мы переделали так, чтобы крышки их плотно и крепко прикрывались. Все было наполнено чем следует, по правилам кулинарного искусства, и выставлено на солнечное место в одну кучу. Затем мы собрали все бывшие в доме зеркала и поставили их таким образом, чтобы отраженный от них солнечный свет падал на горшки и кастрюли. Не прошло и часа, как мы могли уже есть хорошо сварившиеся и изжаренные кушанья. Одно было нехорошо: надо было спешить. Признаюсь, мы не раз-таки давились и захлебывались. Это станет понятно, если я скажу, что суп кипел и охлаждался не только в тарелках, но даже и в наших горлах, пищеводах и желудках; чуть зазевался - глядишь: вместо супа кусок льда... Удивительно, как это целы наши желудки! Давление пара порядком-таки их растягивало...
В финале повести автор просыпается на Земле и узнает, что был болен и находился в летаргическом сне, о чем сообщает своему другу физику, удивляя его невероятными подробностями своего фантастического сна.
В следующей повести Циолковского «Вне земли» действие происходит в 2017 голу и последующие годы. Группа ученых разных национальностей, построив космические корабли, отправляется в путешествие - сначала вокруг Земли, затем на Луну и, наконец, совершает полет в пределах Солнечной системы.
Автор подробно рассказывает об условиях полета и жизни в ракете, о "колониях" на искусственных спутниках Земли, о посещении Луны и астероида. Интересен такой факт. Юрий Гагарин в свое время вспоминал: "Факторы космического полета, с которыми я столкнулся, не отличались от описанных им в повести "Вне Земли". Книга будет небезынтересна еще и тем, что мы уже сейчас живем в 2017 году. Много научных открытий произошло за такой продолжительный период в области космонавтики – это и полет первого человека в космос - Юрия Гагарина; выход человека в космос; групповые космические полеты; тысячи спутников, летающих на орбитах вокруг Земли; космические аппараты, достигшие Луны, Венеры, Марса; создание орбитальных станций и мощных межконтинентальных ракет. Удалось ли ученому, жившему на рубеже XIX и XX веков воплотить свои фантазии о космических полетах в реальность? Вот это и узнает читатель, прочитав его книги. Произведения Циолковского обязательно стоит прочитать, они уникальны хотя бы тем, что представляют популярное изложение астрономии на уровне науки вековой давности.