Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Легенды осени Средневековья

Здравствуйте, детишечки!


Иногда песни так ложатся на сердце Кащею, что рождаются так называемые сонгпосты (от английского song – песня, романс), где слова песни переплетаются с текстом. Сейчас Кащей слушает песни Канцлера Ги. Одна из песен Канцлера Ги посвящена живописцу Яну ван Эйку и его знаменитому полотну «Мадонна канцлера Ролена». Итак, садитесь поближе и послушайте балладу и средневековую историю, каждое слово которой – правда или стало правдой, потому что прошло много-много лет.


Во времена, о которых пойдет речь, в конце 14 – начале 15 веков, на территории современной Франции существовало герцогство Бургундия, и было оно сильным, мощным и процветающим. Это было время рыцарей, прекрасных дам, странствующих менестрелей и художников. Каждый правитель или просто значимый человек стремился оставить свой след в истории и свое изображение для благодарных (или не очень благодарных) потомков. Конечно, портреты заказывали у самых лучших художников. Одним из таких был нидерландский (голландский) живописец Ян ван Эйк.

Где бургундский год и бургундский день Претворился в век. С краской перемешивал свет и тень, Мастер Ян ван Эйк. Окуная в краску гибкую кисть, Он ловил лисицы-времени след. Отпуская душу на волю ввысь, Он писал портрет.

Точная дата рождения художника неизвестна, предполагается, что это 1390-е годы. Учителем Яна Ван Эйка был его старший брат Хуберт, в юные годы Ян и Хуберт работали в Гааге при дворе нидерландских графов, а затем Ян становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил талант живописца и охотно спонсировал (если говорить на современный манер) работу своего любимца.

Ван Эйк был человеком выдающимся. Считается, что он изобрел масляные краски, хотя на деле просто усовершенствовал их. В любом случае, именно после Ван Эйка масляные краски стали так широко использоваться (и используются по сей день). Именно Ян ван Эйк создал первый парный портрет, на котором была изображена чета Арнольфини. Художник очень ценил все, что создано Господом, и изображал людей как священный промысел Божий. Конечно, в то далекое время все люди в Европе были верующими, поэтому благочестие Яна ван Эйка неудивительно, но именно у этого голландского мастера картины получались возвышенными и духовными, проникнутыми светом. Наступало Возрождение, его «первые шаги» были еще не слишком уверенными, но тьма Средневековья отступала, чтобы сдаться на милость сиянию Ренессанса (Ренессанс - фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый»). Ян ван Эйк был одним из первых мастеров Возрождения.
Вообще, это было замечательное и возвышенное время - эпоха Возрождения. Она подарила нам множество открытий и новых имен. Культура, искусство, наука буквально расцвели в это время. Множество книг написано о художниках той эпохи, одна из них "Величайшие гении мирового искусства". Превосходная книга для всех, кто хочет познакомиться с мировым искусством ближе. Можно сказать, что это настоящий кладезь полезной информации по истории написания картин, о том, каким величайшим трудом создавались шедевры и о жизни мастеров кисти.

Конечно, это не единственная книга, их очень много: выдающийся труд Александра Бенуа, также книги из серии Жизнь Замечательных Людей, художественные произведения. Одним словом, океан интересной информации ждет читателей.

Но вернемся в 15 век, где один могущественный человек решил заказать свой портрет у знаменитого художника.


Где соборов кружево сплетено За щитами стен, Ночью пьет вино и глядит в окно Николя Ролен... Он сплетает судьбы, точно паук, И уже почти не помнит молитв, Только в тишине вдруг замкнулся круг – Воплотился миф.



Жизнь сделала из обычного провинциального дворянина Николя Ролена канцлера Бургундии. Говорят, что пост этот Ролен получил благодаря только своим заслугам, что, возможно, является правдой, поскольку особых связей у канцлера не было. Как бы то ни было, пост канцлера Николя Ролен занимал сорок лет и это громадный срок по тем (да и по нашим тоже) временам. Невероятно умный, хитрый, цепкий и хваткий канцлер Бургундии держал в своих руках судьбу государства и людей. Он покровительствовал науке и искусствам, что, в общем-то, обязан делать любой стоящий правитель, хотя не все об этом помнят.

Однажды он заказал свой портрет Яну ван Эйку, и с этим портретом связана красивая легенда, которая вполне могла быть правдой.

Дижон, 1419 год.

Она проходила мимо. Она всегда проходила мимо него, едва скользнув взглядом по серо-коричневому бархату его одеяния, отороченного куницей. Она казалась волшебной принцессой, хрупкой и невесомой, под высоким конусом хеннена (высокая остроконечная шляпа-цилиндр), с которого спускалась серебристая легчайшая вуаль. Ступая по каменным плитам церкви Сен-Мишель, либо же по плиткам бального зала герцогского дворца Филиппа Доброго, волоча за собой шлейф бархатного одеяния. Весь Дижон знал о девушке с золотыми волосами, некоронованной королеве города. И ее историю, достойной того, чтобы попасть в самые романтические сказки… или в самые страшные повествования. А она гордо несла голову, и никакая грязь или пересуды, казалось, не имели силы над ней, и золото волос вспыхивало на осеннем солнце Дижона и в сердце бургундского канцлера. Он уже был женат, но на праведнице, все свое время и сердце отдавшей благотворительности. Священник не уставал нахваливать доброе сердце дамы Гигоны, а канцлер Ролен готов был возненавидеть свою праведную жену. В доме постоянно толклись какие-то нищие, побирушки, паломники, и Николя бежал оттуда, как черт от ладана. Бежал во дворец, к Филиппу III. Там был крохотный шанс хоть на мгновение увидеть ту, по которой страдала – молча или вслух объявляя о своей любви – добрая половина придворных. Даму с золотыми волосами.



Правда это или вымысел, история хранит свои тайны, но можно считать, что красавица с золотыми волосами в образе Мадонны - та самая дама при дворе герцога. Что это именно она изображена на полотне по личной просьбе влюбленного канцлера. Портрет был написан и получил название «Мадонна канцлера Ролена». На изображении мы видим Николя Ролена преклонившего колени перед Мадонной с младенцем Иисусом.

Отступила затхлость и умер тлен, Заплясали искры в гранях оконных, Дым от свеч застыл между райских роз Золотым венцом; В сумерки глядел Николя Ролен, Преклонив колени перед Мадонной, И струился свет от её волос На его лицо.


Картины Яна ван Эйка наполнены символами, как было принято в то время. Похоже, что этот богатый дом принадлежит канцлеру и Мария с Младенцем и ангелом явилась к нему, как к достойному человеку, представить Младенца Иисуса. Павлин, городские дети... Всё говорит, что сцена происходит на Земле, а не на небе. А на Земле у Марии не было такого дома. Павлины - символы бессмертия, маленький сад с лилиями и розами, символизируют достоинства Марии. За лоджией — большой город. Пейзаж разделён окнами на три фрагмента. Со стороны канцлера — это жилые дома, лес и зелёная окраина города. Со стороны Марии и Младенца — это, в основном, церкви. И всё это разделяет река, но соединяет мост. То есть земное и небесное соединяется.



Кроме того, на картине внимательный зритель обнаружит любопытные детали. Например, символы всех семи смертных грехов. Два праздношатающихся человека на мосту – это не только изображение самого автора картины и его брата, но и символ лени. Павлин и сорока на полотне – символ гордыни,

раздавленная скульптура кролика – похоть, сцена убийства Авеля Каином – гнев и зависть. Сцена опьянения Ноя на капители колонны обозначает чревоугодие, а скупость – это кошелек в одежде канцлера, но он виден только на инфракрасной фотографии, так как был зарисован. Видимо, могущественному канцлеру не слишком понравился намек на его стремительное обогащение.

Знаки и символы переполняют полотно Яна ван Эйка, рассматривать картину необычайно интересно, можно обнаружить множество мелких деталей. Выполненная почти 600 лет назад, «Мадонна канцлера Ролена» притягивает взгляд, она наполнена особенным – почти неземным – сиянием.

Посмотрите еще раз на эту картину Яна ван Эйка. Она прекрасна. Удивительный колорит, достоверность изображения человеческого лица, теплая гармония пейзажа за окном, игра света на поверхности роскошных тканей, а какая композиция, какова глубина и сочность тонов.

Звезды попадали в полночный плен, А художник видел нечто спросонья, Наблюдая чудо сквозь щель во сне И шепча «Аминь!»: Плакал в полутьме Николя Ролен, Отцветала осень Средневековья, И летели листья ее к земле В голубую стынь.

Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…» Воистину, это так.

Все это было очень давно, так давно, что, кажется, что и не было никогда, но «Мадонна канцлера Ролена» висит в стенах Лувра, изображая могущественного человека и даму с золотыми волосами, которых нарисовал великолепный художник Ян ван Эйк.

С вами был Кащей Б. Смертный. Любите прекрасное и замечайте красоту в каждом опадающем листочке этой осени.
9 октября 2015
Кащей Б. Смертный
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?