Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

«Желание всё знать, всё видеть, путешествовать…» (к 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского)



«Он очень нужен нам сегодня. Он пригодится будущему. В нашей читательской благодарной любви, в нашей памяти, в наших душах,…в настоящем и будущем, на нашей земле, которую он видел такой любимой и прекрасной… пусть всегда живёт Паустовский». Борис Чичибабин Всё видеть, всё понять, всё знать,

всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя

глазами,

Пройти по всей земле горящими

ступнями,

Всё воспринять – и снова воплотить.

Это стихотворение Максимилиана Волошина в полной мере отражает точку зрения прозаика Константина Георгиевича Паустовского. Сам же Константин Георгиевич любил говорить: «Каждый писатель должен иметь интересную биографию». Интересной была биография и у самого Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего 31 мая 1892 года. От отца он унаследовал страсть к путешествиям, которые дали ему богатый материал для творчества. Детство и юность писателя прошли на Украине. Бабка-турчанка и дед, бывший солдат, волновали его душу сказками и легендами. О матери Паустовский вспоминал, что она была «женщиной властной и неласковой». Но «неласковость её была напускная». Мать считала, что только при строгом и суровом воспитании из детей может выйти «что-нибудь путное». «Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством… Много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр». Константин учился в Первой Киевской классической гимназии, там были хорошие учителя гуманитарных наук – русской словесности, истории и психологии. В этой знаменитой гимназии вместе с Паустовским учились несколько юношей, ставших потом известными в искусстве людьми – это писатель Михаил Булгаков, драматург Б. Ромашов, певец Александр Вертинский, композитор Лятошинский. В 1912 году в печати появился первый рассказ Паустовского «На воде». С этих пор жизнь Паустовского была подчинена единственной цели: стать писателем. Он переезжает в Москву и переводится в Московский университет. Окончить университет ему не удалось - началась первая мировая война. Паустовский решает оставить учебу, оставить на время и «писание туманных своих рассказов и «уйти в жизнь».

«В то время книга стояла у меня над жизнью, - писал Паустовский, - Нужно было наполнять себя жизнью до самых краев. Поняв это, я совершенно бросил писать …и… общаться с самыми разными людьми». Он сменил множество профессий: был вожатым трамвая, санитаром на поездах, перевозивших раненых, путешествуя по стране, работал на заводе в Екатеринославе, в Юзовке, в Таганроге, рыбачил на Азовском море. А в свободное время писал свою первую книгу «Романтики». Он много ездит по стране: юг страны, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис, Ереван, Баку… Все путешествия найдут отражение в будущих произведениях. «Почти каждая моя поездка – это книга», писал Константин Георгиевич. Писательскую славу принесли Паустовскому произведения, написанные в 30-е годы: «Кара-Бугаз», «Колхида» и «Черное море». Он оставляет службу и полностью посвящает себя писательству.

В конце 30-х годов Паустовский написал несколько биографических книг о художниках и писателях: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», рассказы о М Горьком, П.И. Чайковском, А. П. Чехове, А. С. Пушкине, Х. К. Андерсене, Э. Григе, М. М. Пришвине, М. Ю. Лермонтове и многих других. «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров – те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества», - писал Паустовский. С этой темой связана и его книга «Золотая роза» - книга о писательском труде, о судьбе искусства, о природе творчества и задачах художника.

Мещерский край Паустовский открыл для себя в 30-е годы и называл его «неведомой и заповедной землёй». Здесь было все, что привлекало его с детства – дремучие леса, озёра, извилистые лесные речки, заброшенные дороги… Этот край стал для писателя второй родиной. Среднерусская глубинка была для писателя местом своеобразной «эмиграции», творческим, а может быть, и физическим спасением в период сталинских репрессий. О любимой Мещере Паустовский писал: «Самое большое простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастья близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда… Мещере я обязан многими своими рассказами и маленькой повестью «Мещерская сторона». Нет, Паустовский не остался в Мещере. Он жил в Москве и в маленькой Тарусе, что стоит на крутом берегу Оки. Он ездил по Карелии и Кольскому полуострову, побывал за границей. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все на свете и возвращался в Мещеру. Впоследствии Мещера постепенно стала любимым краем ещё нескольких писателей. Здесь подолгу жили друзья писателя А. Гайдар, Р. Фраерман, А. Платонов.

Для детей Паустовский начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки стали классическим детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб» и другие. В его сказках всё просто и жизненно, почти нет чудес и волшебных персонажей. Но в них волшебной силой наделена природа: морозы, и дожди, деревья и животные. Эти волшебные силы природы вторгаются в жизнь людей, они могут быть милосердны или злы, могут помогать или награждать, но могут и карать. Часто героями сказок и рассказов становятся дети и животные, в их взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни, без понимания которых у человека станет «душа сухая». Это простые вещи: доброта, сочувствие, уважение и любовь, верность дружбе… Переплетение реального и фантастического – характерная особенность сказок Паустовского.

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич работал военным корреспондентом на южном фронте, публиковал статьи и писал рассказы, среди них «Снег» и «Дождливый рассвет», которые критики называли нежнейшими лирическими акварелями. Еще до войны писатель начал работать над автобиографической повестью. Этой работе он отдал более 30 лет. Полностью он успел написать шесть книг, они появлялись в печати одна за другой. Повесть эта уникальна по богатству исторического материала, по количеству действующих лиц, по важности поднятых проблем. В середине 50-х годов к Паустовскому пришло мировое призвание, его книги были переведены на иностранные языки. Он получил возможность путешествовать по Европе. Но вместе с тем он писал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки».



Имя писателя К. Г. Паустовского навсегда связано с Рязанью, Мещерским краем, Солотчей, его «второй родиной». Паустовский без преувеличения является подлинным певцом нашей древней Рязанской земли. В Солотче он останавливался в доме художника-гравера И. П. Пожалостина. Здесь он работал, ходил в походы и на прогулки к озерам, в поля, в леса. По пути, который некогда проделал писатель с друзьями, сейчас проложен экологический маршрут «Тропа Паустовского». Повести и рассказы писателя - хороший путеводитель для современных туристов. Последний раз Константин Георгиевич приехал в Солотчу за два года до смерти, в августе 1966 года. Он мечтал навсегда обосноваться здесь, но этим мечтам не удалось осуществиться. Паустовский умер в 1968 году в Москве, согласно завещанию он похоронен в Тарусе. Спустя короткое время после смерти писателя, его жена Татьяна Алексеевна приехала в Солотчу и выкопала в лугах куст шиповника с комком мещерской земли. Этот куст она посадила на могилу мужа.
30 мая 2017
Гусли - самогуды
Это интересно