Советский писатель, член Союза писателей СССР Борис Степанович Рябинин родился 3 ноября 1911 года в городе Кунгуре, который он сравнивал с Венецией, потому что стоит он на трёх реках. Поэтому жители часто переживали наводнения. Много таких невеликих городов глубинки дали России писателей, которые защищали всё живое – людей, попавших в беду, природу, животных. Именно таким был Борис Степанович. В его книгах затронута главная и вечная тема Человечности.
«У бабушки, у дедушки»
В детстве человек постигает мир вокруг себя. У будущего писателя он был очень живым, добрым – настоящим. Дорогие воспоминания детства он сохранил в памяти на долгие годы: «Я родился в старинном уральском гнезде – в городе кожевенных заводов и чайных «королей». Дед – кожевенных дел мастер, а сказать по-простому – сапожник. Отец Степан Иванович – участник первой империалистической войны, доброволец Красной Армии, землемер... Хорошо помню дедушкин дом, в котором прошли моё детство и юность. Дом был большой, просторный, полукаменный, как говорили тогда. Первый этаж, «низ», - кирпичный, красный; второй, «верх» – деревянный, из брёвен. Внизу, на своей половине, жили бабушка и дедушка, вверху – мы, то есть папа, мама и я. Дом был с садом, огородом… Раздолье! «Сыщики-разбойники» была любимая наша игра. Мама увлекалась цветами. Цветочные горшки стояли на подоконниках на всех окнах. Цвела герань всех сортов, с весны распускались розы, альпийские фиалки – цикламены… Мне нравилось что-то строить, пилить, строгать рубанком. Я забил часть «антресолей» досками и устроил себе мастерскую – «клетку», где столярил и слесарил. Туда ко мне наведывался пёс Томка, а однажды залетел голубь… Я сбегал за хлебными крошками, он поклевал и с того времени появлялся у меня чуть ли не ежедневно».
В течение жизни он не раз обращался к прошлому, где были «отец, мать, бабушка и дедушка, друзья и любимые животные…».
Животных в семье было много. Их любили и понимали. Животные сопровождали писателя в горе и в радости всю жизнь: Роска, Шарик, Пятка, Кульбик ? собаки. Билко, Буско, Рыжко ? коты. «Не подумайте, что это были красавцы какие-нибудь, хоть сейчас на выставку. Куда там! Невзрачнее существ было трудно вообразить», – вспоминал Рябинин. А ещё была коза Манька, корова Красуля, конь Атаман – все они стали героями его книг. С какой любовью он описывал «портрет» козы: «У нас урок, а Манька по школьному двору ходит, в окна засматривает. Окна высоко выше, чем дома, так она на задние ноги поднимается. Отец выучил её служить на задних ногах... Поднимается да в окошки рогами стучит, бородёнкой трясёт: что, мол, долго занимаетесь, хватит... В классе опять смех!». Детство у Бориса Рябинина было таким, что ему ничего не пришлось выдумывать при написании книг. Читая их, каждый вспоминает свои случаи и приключения, возвращаясь в самое счастливое время жизни.
Свой журнал «Золотое детство»
В 13-лет Борис Рябинин выпустил рукописный журнал «Золотое детство». В нём он размещал рассказы, басни, стихи собственного сочинения, головоломки, ребусы, шарады. Здесь можно найти басню «Потоп», стихотворение «Чугунный конь», рассказы: «Кошки-воры», «У индейцев», «Барометр». Все рисунки были тоже выполнены им чернилами и акварелью. В 15 лет Борис Рябинин окончил школу и подал документы в Ленинградский институт, но его не приняли из-за возраста. По совету отца – пошёл учиться на геодезиста в техникум, сразу на второй курс. После окончания молодого специалиста ожидала должность техника-землеустроителя в Соликамске. В 1930 году, когда отца перевели в Свердловск, Борис Рябинин поступил на заочное отделение Уральского института и получил тоже далёкую от писательства профессию инженера-механика. Такое было время и обстоятельства жизни.
«О писательстве я и не мечтал, – вспоминал Борис Степанович, – хотя с детства много читал, увлекался приключенческой литературой, собрал большую библиотеку. Погубило меня увлечение фотографией». С 1935 года Рябинин становится фотокорреспондентом журнала «Уральский следопыт» и газеты «Известия». Он пишет первые материалы в жанре очерка – «Вниз по Каме» и «Крылатые вестники». «Удивительно, что в этих первых очерках определилась тематика всего моего дальнейшего пути – природа и звери»,– говорил он. Именно эта тема следовала за ним во время поездок по стране. Он объездил Дальний Восток, был на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Якутии, Туве. Позже – в Индии, Пакистане, Европе. Впечатлений хватало, но ближе других его душе по-прежнему оставалась тема природы и животных.
«Мои друзья»
Первая книга Бориса Степановича «Каменные загадки» вышла в 1936 году и осталась незамеченной. Зато вторая – «Мои друзья» – о собачьей верности, преданности и горести утраты – получила немало отзывов. Рассказывая о собаках, Рябинин даже освоил профессию кинолога-собаковеда и в шутку называл себя «собачьим писателем». На эту книгу отозвался Корней Чуковский. «Спасибо, дорогой тов. Рябинин за чудесную книгу, – говорилось в письме. – Она написана таким квалифицированным, опытным мастером, в ней столько таланта и вкуса, что я читал её с восхищением и с завистью».
Известный педагог В. А. Сухомлинский написал: «Ваши «собачьи книги» – просто прелесть. Это же самые человечные книги! Вспоминаю слова Чехова: «Хорошему человеку стыдно даже перед собакой». Да потому, как человек относится к собаке и другим нашим «младшим братьям», можно сделать безошибочный вывод о том, какой человек… Вашу книгу читает вся школа. Книга переходит из класса в класс. Дети плачут. Дай бог, чтобы каждый в детстве заплакал такими слезами. Да, нравственный облик человека в огромной мере зависит от того, что приносят ему слёзы и что приносит смех в годы детства. Пусть будут слёзы сострадания, но не жадности и зависти! Недели через две Вы получите письмо от юных читателей наших об этой чудесной книге. Я сам, читая эту книгу, чувствовал, как боль сжимает сердце. Желаю Вам добра и счастья». Так, благодаря Рябинину в этой школе появился даже новый предмет – Любовь к живому.
Академик Владимир Большаков, вспоминал, что, прочитав эту книгу, он завёл себе немецкую овчарку и назвал её в честь главной героини — Джери.
Борис Степанович получал много писем от детей. Причём, не зная адреса, они просто писали на конверте: «Б. Рябинину, который знает собак». У него спрашивали совета о том, какую породу выбрать, как воспитать, чем лечить!
В доме Рябининых всегда жили собаки. Если случалось, что кто-то из любимцев умирал, Борис Степанович приносил нового щенка. Он был убеждён: только так и надо поступать. Новый питомец – это не предательство, а продолжение любви. Только забота спасёт от нахлынувшей сердечной боли утраты. Коллеги-писатели вспоминали, что Рябинин всю жизнь коллекционировал сувениры в виде фигурок собак. В его домашней коллекции их было около 700!
Военный корреспондент
Во время Великой Отечественной войны Борис Рябинин был корреспондентом нескольких газет. Он выезжал на фронт, где можно было угодить под пули, а возвратившись с задания, писал в номер. В 1944 году Борис Степанович четыре месяца находился в Уральском добровольческом танковом корпусе и прошел вместе с танкистами несколько сотен километров. Так появились очерки и рассказы о наших бойцах, которые шли вперёд, несмотря на сопротивление противника.
Неудобный Рябинин
В мирное время Борис Рябинин вернулся к любимой теме, которая стала делом жизни. Он основал экологического движения на Урале, опубликовал книги в защиту природы, выдержал судебные разбирательства. «Я отстаиваю не просто куст или обиженного зверя, я душу человеческую отстаиваю», – говорил Борис Степанович. Выступая на партийно-хозяйственном активе в Нижнем Тагиле, он сравнил директоров заводов, которые отравляют воздух, с браконьерами («только ещё хуже!»). Многие «передовые» проекты подверглись яростной критике Рябинина. В частности, проект переброски северных рек на юг, «благоустройство» любимого города.
«Урал – это не Рио-де-Жанейро. Вы забываете, что буржуа-то приезжают в центр города только работать, а потом возвращаются на свою фазенду, к деревьям, речке, свежему воздуху, – говорил, полемизируя Рябинин. – А у нас здесь, где вы собираетесь оставить пару-тройку деревьев…». В статьях и очерках писатель спорил с журналом «Охота и охотничье хозяйство». Он был против охоты ради развлечения.
Такая чрезмерная активность чиновникам от литературы, конечно, не нравилась. Из Союза писателей его исключали дважды, а статьи и книги цензура читала очень внимательно. Как вспоминают коллеги, его не любили и редакторы – никогда не соглашался на внесение правок, отстаивал каждое слово. Рябинин выступал в защиту слабых, считал, что «добро должно быть с кулаками».
Ему угрожали, не давали покоя семье. «А он снова ехал на тревожный сигнал, будоражил высокие инстанции, защищая реку, деревья, парк, или просто чью-то собаку».
«Люди, будьте добрыми!»
«Если бы Борис Степанович дожил до наших дней и увидел, что творится с природой, с молодежью, с его городом, то, наверное, он, конечно, сначала кинулся бы всех спасать, а наткнувшись на людское безразличие, умер бы от сердечного приступа в одночасье». Эти слова жены писателя, сказанные много лет назад, могли быть отнесены и к нашим дням. Сегодня очень не хватает такого сильного голоса, как у писателя Бориса Рябинина, в защиту всего живого. Это надо признать. Но есть его книги. Они рядом, как настоящий друг. Только протяни руку и открой страницу.
Цитаты из книг Бориса Рябинина:
«Дети и животные — они должны быть друзьями. Между прочим, вот здесь часто и начинается человек»;
«Доброта, — думаю, — вот она… живая, в натуральном виде, без всяких ханжеств и сюсюканий, а такая простая, какая она есть в человеке, добрая доброта, для людей и зверей одинаковая!»;
«Собака — такова, какой её сделает человек»;
«Отзвучали прощальные речи, отзвучал последний прощальный салют, люди ушли, а собака осталась» («Рассказы о потерянном друге»);
«У меня есть собака, значит — у меня есть душа…» («Яранг — Золотой Зуб»);
«Ни одно животное не платит человеку такой привязанностью, как собака…».
Галина Мазненко, журналист