Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

«Острова одиночества» Саши Чёрного

Саша Чёрный (настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг) – русский журналист, прозаик и поэт, автор сатирических фельетонов родился 13 октября 1880 года в Одессе.

Неординарный ученик

Его отец, Мендель Гликберг, владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и окрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии. Казалось бы, дорога к свету открыта, только учись. И действительно, сначала у Александра было сильное рвение. Он увлёкся химией.

Один из его современников писал об этом увлечении так:
«То пытался он сделать непромокаемый порох из серы, зубного порошка и вазелина, то изготавливал чернила из сока шелковичного дерева, превращая квартиру в небольшой химический завод».

Но, несмотря на это, учеба в гимназии ему не давалась. В 15 лет будущий поэт сбежал из дома в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать жилье и учиться. Но через год подросток провалил в гимназии экзамен по алгебре, и его отчислили. Отец в наказание отказался оплачивать комнату сыну, и подросток оказался на улице.

«Брошенный» мальчик

Историю о «брошенном» отцом мальчике, который бродяжничал и попрошайничал, напечатала газета «Сын Отечества». К счастью, статья попала на глаза состоятельному чиновнику из Житомира Константину Роше. Он взял Александра на воспитание и дал не только кров и стол, но и привил любовь к поэзии, оплатил обучение музыке. Осенью этого же года юноша поступил в житомирскую гимназию, но проучился недолго – поругался с директором и был отчислен без права на восстановление. Александру было почти 20 лет. Он считал, что перерос время ученичества и добровольцем ушел в армию.

«Сам по себе» и «Мечтатель»

После службы он два года работал в Новоселицкой таможне, которая, казалось, не могла располагать к творчеству. Но именно в эти годы оно стало точкой притяжения для Александра. В 1904 году его статьи, театральные рецензии и фельетоны стали появляться в житомирской газете «Волынский вестник». Здесь же, под псевдонимом «Сам по себе» и «Мечтатель», он опубликовал первые стихи. В 1905 году Александр снова уехал в Петербург, где встретил свою будущую супругу Марию Васильеву. Она была студенткой Бестужевских курсов.

Корней Чуковский так описывал ее: «Жена его, Мария Ивановна, была доктор философии. Она преподавала в высших учебных заведениях логику, и, признаться, я ее немножко побаивался. Да и он, кажется, тоже».Рождение псевдонима «Саша Чёрный»

Александр устраивается в налоговую службу Петербургско-Варшавской железной дороги и продолжает писать стихи. Но необычные. Это сатира, только... поэтическая. Первое произведение выходит в журнале «Зритель». Её герои – первые лица государства. Поэтому неудивительно, что издание закрыли. Вышедший в это же время первый сборник тоже был сатирический, который тоже запретила цензура. К этому времени относится появление псевдонима Саша Черный. Об этом поэт не раз жалел: «Черт меня дернул придумать себе такой псевдоним. Теперь всякий олух зовет меня Сашей».

Заграница и «Сатирикон»

Спасаясь от цензоров, теперь уже поэт и писатель Саша Чёрный, вместе с женой эмигрировал в Германию. Здесь он продолжил обучение в Гейдельбергском университете. чтобы через два года вновь вернуться в ставший родным Петербург. К этому периоду относится его активное сотрудничество с новым журналом Аркадия Аверченко «Сатирикон» и другими крупными изданиями.

Корней Иванович Чуковский вспоминал об этом времени так: «Сатириконский период был самым счастливым периодом его писательской жизни. Никогда, ни раньше, ни потом, стихи его не имели такого успеха. Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихи Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть».

Саша Чёрный становится одним из самых популярных поэтов. Его стихи читатели знали наизусть.

Детские стихи

В 1911 году он неожиданно для себя начал писать детские стихи, хотя своих детей у него не было. Первым появилось стихотворение «Костер», позже вышел детский альманах «Голубая книжка» с рассказом «Красный камешек» и песней «Вечерний хоровод».
Современники отмечали, что с юными читателями поэт быстро находил общий язык. Он охотно играл с ребятишками во дворе, катал их на лодке.Корней Чуковский вспоминает: «По лицу его я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой. Волосы у него растрепались, плечи молодо выпрямились, трудно было поверить, что этот беззаботный гребец еще так недавно твердил в отчаянно-горьких стихах, что его «…так и тянет из окошка / Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».

Чуковский предрекал успех Саше Чёрному именно как детского писателя: «Уже по первым его попыткам я не мог не увидеть, что из него должен выработаться незаурядный поэт для детворы. Сам стиль его творчества, насыщенный юмором, богатый четкими, конкретными образами, тяготеющий к сюжетной новелле, обеспечивал ему успех у детей. Этому успеху немало способствовал его редкостный талант заражаться ребячьими чувствами, начисто отрешаясь от психики взрослых».

Поэта заметил и Максим Горький: «Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и, кажется мне, способен написать превосходные вещи».

Владимир Маяковский считал Сашу Черного своим любимым поэтом.Быть знаменитым

Саша Чёрный стал знаменитым.. С ним искали общения, его ждали в литературных клубах и кружках. Но поэта это тяготило. Он был застенчивым настолько, что во время разговора никогда не смотрел на собеседника. Поэтому многим казалось, что он говорит сам с собой.

Писатель Глеб Алексеев вспоминал: «У него красивое, покойное лицо, серебро, осыпавшее виски (Саша Чёрный поседел очень рано – Ред.). Черными остались только усы, ласковые глаза, тонкие девичьи руки – во время разговора он любит смахивать со стола невидимые пушинки».

Он будто стыдится своего успеха: носит странные невзрачные пиджаки, обвисшие брюки, снимает квартиры в дешевых домах на окраинах. Он хотел быть незаметным, чтобы ему не мешали писать.Вынужденная эмиграция

В Первую мировую Саша Черный был призван в армию. Он служит в Варшаве, Пскове – в лазаретах (госпиталях). Эта служба стоила ему немалых душевных сил. Писателя спасала жена, а также ведение литературного дневника, который послужил основой для стихотворного цикла «Война». Когда грянула Великая Октябрьская революция, Саша Чёрный её не принял. В 1918 году он покинул Россию. Сначала больше года жил в Литве, затем, когда получил немецкую визу, в Германии. Русские эмигранты помогли ему найти жилье, связаться с издателями.

Это время супруга поэта вспоминает так: «В Берлине мы прожили около трех лет, и оба мы были завалены работой, которая хорошо оплачивалась. Саша увлекался издательским делом, я, благодаря своим виленским ученикам, имевшим богатых родных и знакомых, была завалена уроками».

Саша Чёрный обращает внимание на детей русских эмигрантов: «Хотелось бы все-таки для детей еще что-нибудь состряпать: они тут совсем отвыкают от русского языка, детских книг мало, а для них писать еще и можно и нужно».

Через год Саша Чёрный выпустил сборник стихов «Жажда». В него вошли произведения, написанные в эмиграции. Это циклы «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея» и другая лирика. Он уходит от поэтической сатиры в детские рассказы. И этот выбор был спасением для поэта.

В эти годы он общается с будущими классиками русской литературы. Здесь, за границей, живут Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Максим Горький, Алексей Ремизов, Виктор Шкловский, Андрей Белый, Алексей Толстой.Франция – последний причал

Саша Чёрный мучается тоской по родине, но не видит свою обратную дорогу. В 1930 году он выбирает для себя местом жительством юг Франции. Покупает в Провансе земельный участок, строит дом. Здесь он живёт вместе с любимой женой и работает над рукописями. Как отмечают друзья, с годами он становится сентиментальным и успешно пишет для детей.

Именно к детским стихам все больше лежит его душа. Он охотно возится с детьми приятелей, соседей (своих детей у него не было). И радуется, когда дети называют его Сашей. Им это позволено. Он ведёт рубрику «Страничка для детей» в журнале «Иллюстрированная Россия», печатается в рубрике «Детский остров» в газете «Последние новости», публикует сборник «Несерьезные рассказы» и поэтические зарисовки «Дневник фокса Микки», написанные от имени своей собаки фокстерьера.

Для взрослых читателей в эти годы Саша Чёрный публиковал юмористические и лирические стихи, критические статьи и рецензии. Он пытается избавиться от псевдонима, который ему не нравился: подписывал свои произведения «А. Чёрный». Однако для окружающих он так и остался Сашей.

Пожар сердца

Наступил роковой для поэта 1932-й год. Стояла жуткая жара. В один из дней у соседей начался пожар. Саша Чёрный бросился помогать тушить. Именно после этого случая поэт слёг и больше не встал. Ему был всего 51 год. Рядом с ним до последнего вздоха находился любимый пес Микки.

Сашу Черного похоронили на французском кладбище Ле-Лаванду. На памятнике высекли строчку из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».

Набоков написал в некрологе: «От него осталось только несколько книг и тихая, прелестная тень».

В скором времени могила исчезла: захоронение некому было оплачивать. Друзья опубликовали произведения, которые он готовил, но не успел напечатать при жизни: сказку «Белка-мореплавательница» и сборник юмористической прозы «Солдатские сказки».

----------------------------------------------

...Есть ещё острова одиночества мысли.
Будь умён и не бойся на них отдыхать.
Там обрывы над тёмной водою нависли -
Можешь думать... и камешки в воду бросать...
А вопросы... Вопросы не знают ответа –
Налетят, разожгут и умчатся, как корь.
Соломон нам оставил два мудрых совета:
Убегай от тоски и с глупцами не спорь.

Это строки из стихотворения Саши Чёрного «Больному». 1910 год.

Галина Мазненко, журналист

12 октября 2025
Волк Серый
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?