20 декабря 1699 года Петр I подписал указ, в соответствии с которым Новый год переносился с 1 сентября на 1 января.
На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
Ю. Щербаков
Вот и настала долгожданная пора! На улицах, на деревьях, на окнах домов, в магазинах и торговых центрах сверкают гирлянды, звучит веселая музыка. Праздничное настроение уже полностью охватило всё вокруг.
Какой же Новый год без ёлки! Самое время задуматься и о выборе главной красавицы - новогодней ёлки. Ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, гирляндами и мишурой. Запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник. На утренниках вокруг елочки водят хороводы, поют песни. Под ней детишки находит свои подарки.
Сейчас мы не можем себе представить встречу Нового года без его символа - пушистой вечнозеленой красавицы ели. Казалось бы, ёлка с самого начала своего существования была праздничным зимним деревом, но так было не во все времена. Откуда же на Руси появилась новогодняя елка?
История превращения ели в рождественское дерево случилась еще на территории Германии, где елка была почитаема и отождествлялась с мировым деревом. Именно у древних германцев она и стала сначала новогодним, а позже и рождественским символом. У германских народов существовал обычай идти на Новый год в лес, выбирать еловое дерево, освещать его свечами и украшать цветными тряпочками. Чуть позже ель стали срубать, приносить в дом и устанавливать на столе. На дерево прикрепляли зажженные свечки, вешали яблоки и сахарные изделия.
В. Юхансен. «Счастливое Рождество» 1891
В XVIII-XIX веках традиция украшения ёлки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние ёлки появились благодаря немецким эмигрантам. Ёлки украшали свечами, фруктами и сладостями, а позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.
В России обычай украшения новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи. Пётр 1, ещё в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлён, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты, его это позабавило. Став царём, Пётр I издал указ от 20 декабря 1699 года, согласно которому впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день». Отсюда и пошло начало трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников.
Первый салют в честь празднования Нового Года запустил сам Петр 1 в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. Он вышел на Красную площадь, держа факел в руках, и после боя курантов запустил первую ракету в звездные небеса.
После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
Императорское Рождество в Аничковом дворце (1848 год), которое фрейлина Тютчева описывала как «Целый лес ёлок». Рис. А.Ф. Чернышев.
В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год - в Аничковом дворце г. Санкт-Петербург. На Рождество 1828 года императрица Александра Федоровна организовала первый праздник «детской елки» для пяти своих детей и племянниц - дочерей великого князя Михаила Павловича, были приглашены дети придворных. Елку установили в Большой столовой дворца, где на столах установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями разложили подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы, которые раздавала сама хозяйка.
С. Досекин «Подготовка к Рождеству» 1896
С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.
Газета «Северная пчела» издававшаяся Ф.В. Булгариным регулярно печатала отчеты о прошедших праздниках, о выпущенных к Рождеству книжках для детей, о подарках на Рождество и т.д. Первое упоминание о елке в газете появилось накануне 1840 года: сообщалось о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» елках.
Вот один из рассказов об устройстве елки в русском доме, описанный женой А.И. Герцена в 1842 году в письме подруге, как в их доме устраивалась елка для ее двухлетнего сына Саши: «Весь декабрь я занималась приготовлением елки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз: я более его радовалась ожиданиям». В память об этой первой елке Саши Герцена неизвестный художник сделал акварель «Саша Герцен у рождественской елки », которая хранится в Музее А. И. Герцена в Москве.
Манизер Г.М. Ёлочный торг в XIX веке
С середине 1840-х годов произошел взрыв - Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.
Борис Кустодиев «Елочный Торг» 1918
Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.
А.А. Бучкури «Рождественский базар» 1906
К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков.
Неизвестный художник «Под новый год» журнал «Мурзилка» 1935 год
Беззаботная и счастливая ёлочная жизнь закончилась с приходом к власти большевиков - они активно боролись с «религиозными предрассудками», Рождество отменили в 1929 году, запретив и ёлку. В Советской России на смену Рождеству пришел Новый год.
Николай Иванович Прокошев «Новый год» 1937 Рождественские и новогодние елки в России пережили долгую историю взлетов и падений, разрешений и запретов, агитации и критики. В СССР история искоренения и возвращения елки полна загадок и мифов. (История новогодней ёлки в СССР – это совсем другая история, и мы ее постараемся раскрыть в следующий раз).
Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней. В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и назвали её «главной елкой» страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов.
Пройдя через войны и смену власти, новогодняя ель смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка - символ семейного торжества и сказки, символ праздника.
При написании материала была использована статья: Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. - 2007. – № 12. – 73-79.