Предлагаю сегодня на примере повести А. Лиханова «Никто» поговорить об очень серьезной, тяжелой теме – о детях-сиротах. Что вы знаете о них? Сколько брошенных детей в нашей стране? Как они живут?
Вся жизнь отца и матери, каждый их поступок должны быть примером для детей, в основе их взаимоотношений должны быть любовь и уважение. И большинству детей везет: родители их любят, заботятся об их здоровье, оберегают от трудностей, от дурных компаний; стараются, чтобы дети получили достойное образование. Мы все об этом знаем.
И все знаем, что рядом существует другая жизнь. Жизнь детей, не нужных никому. Без войн и эпидемий ежедневно в России около 200 детей становятся сиротами! ЕЖЕДНЕВНО! 200!
Еще немного страшной статистики...
40 % воспитанников детских домов и интернатов затем попадают в тюрьмы.
90% брошенных детей являются родителями будущих сирот. На первый взгляд, это кажется странным. Но это легко объяснимо: чтобы человек умел позаботиться о других, нужно, чтобы в него кто-то вложил много-много любви и заботы...
Сейчас в России более 600 тысяч детей-сирот. Для сравнения - это больше, чем население всего города Рязани!
Более 80% воспитанников детских домов и интернатов – сироты при живых родителях!
Именно тема сиротства при живых родителях проходит красной нитью через творчество писателя Альберта Лиханова. Повесть «Никто» – это крик, полный боли, гнева, страха, отчаяния за судьбу всех брошенных российских детей.
Сюжет повести на первый взгляд, прост: место действия - маленький городок, интернат на 250 человек. Его обитатели – брошенные дети. От которых родители либо отказались, либо лишены родительских прав.
Итак. Обыкновенная повседневная жизнь интерната. Обезличенность во всем: в описании обстановки, воспитателей, а главное - самих детей. В интернате - все на одно лицо, все одинаковые. Воспитанников даже стригли ножницами «предназначенными для стрижки баранов».
Всех ребят объединяла одна особенность – «Пацаны и девчонки, живущие здесь, были слеплены похоже на одну колодку: безотцовщина и бездумная мать». Автор повести отмечает, что мужчины никогда не приходили в интернат навестить детей. Словно не было у этих ребят отцов. Или хотя бы дядьев. Изредка приходили матери, тетки, двоюродные сестры и еще какие-то дальние женщины. Но только не мужчины.
А крайне редко приходящие матери, порой даже не узнавали своих детей. Перед нами предстает весь грубый и искаженный мир детства: «бывшие матери приходили сюда со страхом. Некоторые для храбрости принимали полстакашка, и это было видно на расстоянии не одним детям». Малыши, как правило, бросались к мамам со слезами, а ребята постарше – стыдились их. Автор пишет, что эти женщины тоже были схожи: «и фигурами, и лицами, и одеждой, и даже ростом они все походили одна на другую, будто были сшиты одной рукой. Этакие одинаковые поношенные куклы». Интернатовцы женщин этих матерями не называли, а называли мамашками (иного слова для них не находилось).
А к главному герою повести подростку Коле Топорову ни разу не пришла даже такая мамашка. К нему за всю его жизнь не приходил НИКТО и НИКОГДА! Вначале и он ждал, как все, а потом перестал. В интернате было таких с десяток человек, «кто давно никого не ждал, похоже, не имел права на ожидание».
Из повести мы узнаем, что мать сдала Колю в Дом ребенка. А оттуда в 3 года он попал в интернат... В интернате детей по именам звали редко. Ведь одних Колек там было более трех десятков. Воспитатели называли его по фамилии, а ребята по кличке от фамилии Топоров - Топор, Топорик, Топорище. Друзья - ласково Кольча. Коля Топоров был лидером в интернате. Он отличался от других не только решительной внешностью, но и неспешностью суждений, «представлял собой генетическую конструкцию, нетипичную для интерната».
Описывая быт, нравы, обычаи интерната, Лиханов на фоне общей картины выделяет тройку ребят, сгруппировавшихся вокруг Николая, его друзей - Макарку, Гнедого и Гошмана. На их конкретной судьбе автор пытается выявить истоки их бед, причины появления в интернате и проследить за дальнейшей судьбой ребят.
А у каждого из них своя искалеченная судьба. Детям некому было пожаловаться на обиду и несправедливость. Их воспитывала жизнь, в которой они потом терялись и не находили дороги в светлое будущее. Каждый из этих ребят таил желание опереться на чью-то «взрослую надежность и силу, с которыми они ни разу в жизни не встретились». Они были обречены на «жестокую безнадежность этого желания».
Страшным потрясением для Топорика стала болезнь его лучшего друга - Гошмана. Его смогли бы спасти клетки костного мозга, взятые у родственников, но где они эти родственники? «Всю жизнь Кольча ненавидел полупьяных мамашек, испытывая презрение к ним и думал: «Кому нужна такая тетка?» И вот, оказывается, жизнь его лучшего друга зависит от мамашки. Какое право она имела исчезнуть?» После восьмого класса Николай Топоров решил пойти учиться в училище, и, отмечая выпускной с друзьями в роще, он встретил Валентина - главаря банды, знакомство с которым в дальнейшем перевернет всю его жизнь.
В Топорике Валентину нравились качества, воспитанные жестокими законами интерната: молчаливость, сдержанность, отсутствие жадности и излишнего любопытства, преданность своему делу и хозяину. «Ведь разве плохо, когда у собаки – безродной, бездомной – появляется хозяин? Такая псина, такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, давшего миску с тёплым молоком и имя». Как сложилась судьба Кольчи, вы сможете узнать, прочитав повесть «Никто».
Детдомовский мальчик не лишен многих способностей и мог бы вырасти успешным человеком, но не получил самого главного в жизни – родительской любви, чувства защищенности, семейного воспитания… Брошенного ребенка постоянно преследует тяжелый вопрос: «А ты кто?» И однажды Валентин открыл Топорику весь смысл его жизни, случайно соединив первые буквы имени и фамилии: Николай Топоров – Ник-То – Никто.
Вот один из эпизодов книги, потрясший меня. Пытаясь найти свою мать, Николай отправился в Дом ребенка и увидел, как в большой светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них, как белые коконы, лежали младенцы. «Топорика била в висок простейшая и ужасная мысль: «Их бросили». Потом он часто вспоминал эту большую светлую комнату, с полешками детских тел... И те, и уже подросшие, и он сам - кто они? Никто!
Неужели никто? Ничего? Нигде?
Первый раз, наверное, в сознательные свои годы Кольча Топорик заплакал... Личность без роду и племени, чистый во всех своих родственных отношениях, те есть абсолютно одинокий, человек, с детства не отведавший чувства, плакал, думая о себе, о корешках своих, о детях, укрытых в этом доме...».
Подрастая, брошенные малыши будут смотреть на наш жестокий мир невинными, полными отчаяния глазками и никак не смогут понять, в чем же их вина, что они делают не так и почему им некого назвать мамой и папой?! Они - дети, они ни в чем не виноваты, виноваты их родители, которые оставили их на произвол судьбы, выбросили как мусор, и теперь этот мусор, по сути, никому не нужен... Горечью пронизаны слова автора повести: «не нужен ты никому, Николай Топоров, сокращенно - Никто. Никто. Ничто. Нигде. И нет тебе места на русской земле в конце ожесточившегося с чего-то, совсем сбесившегося двадцатого века».
Сейчас идет 21 век. В обществе достаточно богатых и благополучных людей, но «сирот» при живых родителях не становится меньше. Альберт Лиханов говорит не о бедности в плане материальном, а о потере обществом нравственных ценностей, о слепости и глухоте, рожденных сытостью.
Я тоже считаю, что отказ от материнства нельзя оправдывать социальными явлениями. Очень часто у детдомовцев есть живые и работоспособные родители, или хотя бы какие-то родственники. Не нужда, не последняя крайность заставляет их отказываться от детей, а духовный цинизм, нежелание пожертвовать собственным благополучием и покоем...
Уважаемые читатели, а что вы думаете о сиротстве в России?
И еще хотелось бы услышать отзывы тех, кто прочитал повесть «Никто».