Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Он любил Солотчу (К 125 -летию со дня рождения писателя Р. И. Фраермана)

#Фраерман125
Рувим Фраерман, возможно, не принадлежит к числу хорошо известных читающей публике писателей.
Однако, если произнести: «Дикая собака динго…», то сразу безошибочно вспоминается и автор. Речь идет о повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», признанной по праву лучшей книгой Фраермана. Она переведена на многие языки народов нашей страны и за рубежом.

Такой вот парадокс – произведение, получается, более знаменито, нежели его автор.

Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972) – замечательный детский писатель. Родился в городе Могилеве (ныне территория Белоруссии), в большой и бедной еврейской семье. В автобиографии он пишет: «Детства своего я не люблю...». Отец его служил мелким подрядчиком по лесу, и его скромные заработки не могли прокормить шестерых детей. Он вынужден был совершать частые поездки в поисках работы, в которых сын сопровождал его. Из-за этого Рувим начал учебу несколько позже своих сверстников.

Рувим Фраерман еще на школьной скамье обратил на себя пристальное внимание учителя словесности, заметившего в мальчике зачатки литературного таланта. С 13-ти лет он стал сочинять стихи, за что отец нередко называл его «бездельником» и «босяком».

В 1915 году Фраерман становится воспитанником Могилевского реального училища, Его первая стихотворная публикация состоялась в журнале училища, носившем скромное название «Труд ученика».

После училища Р. И. Фраерман поступает в Харьковский технологический институт, но был вынужден уйти с 3-его курса из-за нехватки средств.

С приходом революции стало возможным осуществить давнюю мечту - объездить всю страну. Рувим Исаевич отправляется на Дальний Восток. Его маршрут: Каспийск — Красноводск — Тихий океан. Часто останавливаясь в пути, он работал рыбаком, учителем, чертежником, бухгалтером. Фраерман был в Николаевске-на-Амуре, когда началась гражданская война. Вступив в партизанский отряд, он четыре месяца шел с ним по тайге вдоль побережья Охотского моря. Отряд устанавливал Советскую власть в тунгусских стойбищах и одновременно защищал побережье от японских интервентов. Здесь, в партизанском отряде, и началась литературная деятельность Р. И. Фраермана. В отрядной газете «Красный клич», которую он редактировал, стали появляться его заметки и статьи.

В 1924 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его первое литературное произведение — повесть «Огнёвка».

Уже вполне сформировавшимся писателем пришел Фраерман в детскую литературу. Парадоксально, человек, не любивший своего детства и ранней юности, отдал свой безграничный талант детям.

Во время Великой Отечественной войны Рувим Исаевич
записался в народное ополчение, принимал участие в боевых действиях на фронте, выполняя при этом работу военного корреспондента. Его фронтовые очерки часто появлялись на страницах газет и привлекали внимание читателей. В начале зимы 1942 года получил тяжелое ранение в бою, и в мае его демобилизовали.

Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам. Это рассказы «Путешественники вышли из города (Памяти Аркадия Гайдара)» (1947), «Подарок» (1948), повесть «Дальнее плавание» (1946), «Желанный цветок» (1957) (сборник художественно обработанных китайских сказок), роман «Золотой василек» (1963). «Любимый писатель детей» (1964) и др.




Судьба писателя была тесно связана с самым чудесным местечком в Рязанской области - Солотчей, где он создал целый ряд своих лучших произведений.
Друг и собрат по перу Р. .И. Фраермана, писатель Лев Семенович Рубинштейн, написал о нем шутливые строчки: "При первом знакомстве с Фраерманом в глаза бросились две его черты - он ненавидел уличное движение и… любил Солотчу. При упоминании о Солотче этот невысокий человек словно загорался внутренним огнем и становился выше ростом».

Стоит отметить, что солотчинский период в творчестве писателя тесно связан с двумя другими известными писателями – К. Г. Паустовским и А. П. Гайдаром.
Первым писательскую тропу в Солотчу проторил ещё в 1930 году Константин Георгиевич Паустовский. Спустя некоторое время он заманил в Мещёру Рувима Фраермана, а затем и Аркадия Гайдара.
Постепенно друзья-писатели прочно обосновались в Солотче. Они приезжали сюда летом и жили на природе до глубокой осени.

Увлечённые литературным творчеством, рыбалкой, походами по лесам Мещёры, они совершенно отвыкали от привычной городской жизни. Наведывались в Рязань только в редких случаях — когда их приглашали выступить перед читателями. А послушать известных писателей рязанцы любили! Однако подобные встречи были нечасты. Всё своё время писатели с удовольствием проводили в Солотче, на мещёрских озёрах, в сосновом бору.

Друзья снимали на лето старую баню в саду, обшитую тёсом, спали прямо на широких лавках, подложив себе под голову что-нибудь из одежды. Вставали, как правило, рано и сразу принимались за работу. С наступлением холодов писатели перебирались в бревенчатый дом знаменитого художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, построенный в конце XIX века и ставший настоящим литературным гнездом — местом отдыха и творчества многих известных писателей.

Писатели, конечно же, отразили солотчинские будни в своих произведениях.
И хотя манера работы у каждого из писателей была своя, все трое превосходно ладили. Они часто читали друг другу написанное; солотчинское житье их еще больше сдружило и сроднило.

Так, Паустовский любил писать на стандартных листах нелинованной бумаги, а позже, купив пишущую машинку, неустанно «строчил» на ней целыми днями. Солотча, её чистый лесной воздух, обаяние окружающих пейзажей просто удивили, очаровали и пленили писателя-природолюба. Это был самый счастливый период его жизни и самый плодотворный в писательстве.
Главной темой его творчества становится Мещёра.
В рассказах и очерках Паустовского запечатлены Солотча, ее окрестности, ближайшие деревни, раскинувшиеся вокруг пойменные луга, лесные озера и болота.
Интересен и такой факт: Рувим Фраерман является героем многих мещерских рассказов своего друга Константина Паустовского в книгах "Летние дни" (1936) и "Жильцы старого дома" (1940).

У Гайдара манера писать была другая. Он делал свои записи в толстой тетради, которую свёртывал в трубочку и постоянно носил с собой в кармане шинели. Разумеется, он мог писать и за столом. Но здесь, в Солотче, Гайдар работал по-иному. Он подолгу «вышагивал» свои произведения, то есть ходил взад-вперёд по саду, что-то бормоча себе под нос, словно пробовал на вкус каждое слово. Потом произнесёт фразу вслух — и запишет. И снова начинает ходить.
В Солотче Гайдар закончил повесть «Судьба барабанщика». Здесь же он написал один из лучших своих рассказов — «Чук и Гек», и здесь задумал повесть «Тимур и его команда». Этот волшебный уголок Мещёры духовно обогатил писателя. «Всех я хороших людей на всём свете люблю, — писал Гайдар с юга Фраерману. — Восхищаюсь чужими домиками, цветущими садами, горами, синим морем, скалами и утёсами. Но на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул и преклонился, и потянуло опять к себе, в Нижегородскую либо Рязанскую. Дорогой Рува! Когда я приеду в Солотчу, буду тих, весел и задумчив».

Рувим Фраерман стал регулярно ездить в Солотчу, начиная с 1931 года. Он здесь проводил не только лето, любил жить и осенью, а порой оставался и до глубокой зимы. Фраерман был связан с Солотчей более тридцати лет. Он приезжал сюда вплоть до 1963 года.
Паустовский прямо указывает, что стало настоящей родиной для Фраермана: «Фраерман — человек, склонный к скитальчеству, исходивший пешком и изъездивший почти всю Россию, — нашел, наконец, свою настоящую родину — Мещерский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани... Глубокая и незаметная на первый взгляд прелесть этой песчаной лесной стороны совершенно покорила Фраермана».
Писатель много бродил по глухой округе, неделями жил в палатках в лесу, рыбачил, а вернувшись, с удовольствием работал.

Фраерман написал на рязанской земле много рассказов, статей и очерков, сделал обработку уникальных сказок народов Сибири и Дальнего Востока. В Солотче родились многие литературные замыслы и написаны превосходные книги. Здесь он в конце войны, осенью 1944 года, в соавторстве с писателем Андреем Платоновым, прожившем в Солотче около двух месяцев ,написал пьесу «Волшебное существо», поставленную в 1967 году Малым театром, Здесь он работал над главами послевоенной повести "Дальнее плавание" и последнего романа "Золотой василек", и, наконец, здесь он написал свою знаменитую книгу «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Повесть получилась лирическая, пронзительная, она была, как говорится, написана на "одном дыхании", хотя замысел книги вынашивался много лет. Эта грустная и все же светлая история о товариществе и дружбе, о вступлении подростков во взрослый мир, об опыте первых предательств и разочарований обеспечила автору большую популярность. По книге поставлен кинофильм, который на Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году был удостоен первой премии - Золотого льва святого Марка. Это радостное известие застало Фраермана в Солотче. В мрачный, дождливый вечер начальник солотчинской почты принес в пожалостинский дом правительственную телеграмму о награде.



В творчестве каждого писателя всегда есть то главное, о чем он хочет сказать людям.
У Рувима Фраермана - это вера в благородство и в творческие возможности человека, будь это колхозник или боец Красной Армии, партизан или совсем маленькая девочка, мореплаватель-ученый или житель Крайнего Севера.
И еще одна особенность отличает произведения Р. И. Фраермана: доверяя уму и чувству ребят-читателей, он говорит с ними о том, о чем другие писатели часто не умеют или не решаются сказать. А говорит он с ними о любви, чувстве долга, дружбе, ответственности.
Как добрый старший друг, беседует Р. И. Фраерман с юными читателями о самом важном, самом личном: «В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды, - говорит он. - Но настоящий человек защищен и в беде вечными непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду».

Именно в его книгах мы встречаемся с нелегкой любовью, настоящими трудностями, которые нередко встают на долгом жизненном пути человека. Почти у всех маленьких героев рассказов Фраермана неспокойное сердце, каждый из них ищет свое важное дело, стремится к нему, и это дело обязательно — среди людей, для людей, и оно радостно для того, кто его находит. Его книги о честных, смелых, бесстрашных людях, каким всю жизнь сам оставался Фраерман.

Умер Рувим Исаевич Фраерман 27 марта 1972 года в возрасте 81 года, пережив фактически всех своих друзей. Его похоронили на Пятницком кладбище в Москве.

А закончить пост хочется словами Р. И. Фраермана, которые могут по праву стать напутствием юному подрастающему поколению: «Прожить жизнь свою достойно на земле - это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство...".

22 сентября 2016
Елена Премудрая
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?