Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Человек, который не знал поражений

Здравствуйте, детишечки!


В голову Кащея пришла идея, написать цикл постов под общим названием «Человек, который…». Кащей любит историю, ведь без уроков прошлого невозможно продвижение в будущее. Пожалуй, стоит попробовать и посмотреть, что выйдет. 10 ноября во Франции отмечается «День одураченных» и сегодня мы поговорим о том, как появился этот день. Но, конечно, не только об этом.

Всем известно, что Кащей любит книжки. Особенно хорошие. А больше всего Кащей любит произведения, где положительные герои к финалу становятся не такими уж положительными, а отрицательные – не слишком отрицательными. Эти истории ценны доказательством того, что первый взгляд бывает обманчив.

Но есть такие книжки, где положительные - на взгляд автора - герои, на деле вовсе такими не являются, просто автор хочет их такими представить.

Все мы знаем, помним и любим роман Александра Дюма «Три мушкетера». Помните? Отважные мушкетеры помогают прекрасной и несчастной, угнетаемой всеми злодеями королеве Анне спастись от праведного гнева глуповатого короля Людовика XIII. А давайте посмотрим на всю эту историю по-другому, ведь некоторые отрицательные персонажи вовсе и не отрицательные. А положительные таковыми не являются.

Сегодня мы с вами поговорим о главном антагонисте романа Дюма «Три мушкетера» - герцоге и кардинале де Ришелье. Какими только эпитетами не награждали всесильного министра. Коварный и беспринципный злодей, интриган и лицемер, без совести и сердца…. А так ли это все на самом деле?

Забегая вперед, скажу, что есть как минимум две вещи, которым каждый из ныне живущих обязан кардиналу. Но какие это вещи – скажу позднее.

Реквием по мечте

Все мы родом из детства. Арман Жан дю Плесси, будущий кардинал и герцог де Ришелье, родился в Париже 9 сентября 1585 года, в семье бедных и не слишком родовитых дворян. Его мать и вовсе была не дворянского звания. Арман был пятым и самым младшим ребенком в семье, и до того новорожденный был слаб, что крестили его только через полгода. Будущий кардинал в детстве постоянно болел, чем нимало огорчал не только свою семью, но и самого себя, ведь он хотел стать военным. И непременно маршалом. Арман мечтал быть как Александр Македонский, про которого он читал. Мальчик вообще читал очень много. Другой его мечтой было здоровье. Ребенок много молился, чтобы Господь послал ему здоровье и сделал военным. Можно сказать, что в определенном смысле его молитвы были услышаны.

Когда Арману исполнилось пять лет, его отец скоропостижно скончался, оставив после себя только долги, и семья осталась в крайней нужде, кроме того, была вынуждена уехать в глухую провинцию – Пуату. Нищета и жуткая провинция, жалкое существование в продуваемом всеми ветрами семейном поместье, все это ни прибавляло оптимизма. Но все же Арман верил, что станет военным, прославится и разбогатеет на службе в армии.

И все вроде к этому шло, Арман блестяще закончил военную академию, показав себя великолепным фехтовальщиком, наездником и стрелком, теперь ему была открыта дорога к военной карьере. Одним словом, мечта вот-вот должна была сбыться. Но внезапно все планы спутал один из старших братьев, наотрез отказавшись становиться епископом. Дело в том, что семье дю Плесси полагался небольшой приход Люсон – единственный доход вдовы и пятерых детей, но чтобы сохранить его, требовалось принять сан и стать епископом. В любящей семье, где все были очень дружны, это обговаривалось сотни раз. Тысячи. И тут такой поворот событий. Единственный доход стремительно уплывал из рук семьи, и Арману пришлось принять сан. Мать умоляла его это сделать, буквально стояла на коленях, и он сжалился, потому что любил свою семью больше собственной мечты об армии.

Итак, в возрасте 21 года Арман становится епископом Люсонским и отказывается от своей мечты о маршальстве. За него ходатайствовал лично король Генрих IV. Молодому епископу было меньше положенного для вступления в сан епископа возраста, но Арман, не моргнув глазом, соврал, что ему положенные 23 года. А после попросил отпущение грехов. Папа Римский посмеялся и отметил, что такой молодец далеко пойдет.

Епископом, будущий кардинал, кстати говоря, был очень хорошим. Он буквально восстановил приход, находящийся в плачевном состоянии. Не отворачивался от самых бедных своих прихожан и всегда им помогал по мере возможности и сил. Ласковый и мягкий епископ быстро стал любимцем всей округи, ведь для каждого просящего у него находилось и время, и правильное слово, и совет. По законам того времени, епископ по мере возможности обращал в католичество французских гугенотов (протестантов), но никогда слишком не усердствовал. Откровенно говоря, ему было все равно, религиозные тонкости никогда не заботили будущего кардинала.


Игра на выживание

А заботили его амбиции, желание богатства и славы, которые требовали быть при дворе. Защитив в Сорбонне (старинный французский университет) докторскую степень по богословию, епископ всеми правдами и неправдами, благодаря старым связям отца, своему обаянию, уму, изысканным манерам и красоте (Кащей не преувеличил) оказывается при дворе. Там он быстро попадает в милость Генриха IV, а после его гибели входит в доверие к королеве-матери, а затем через несколько лет и к молодому королю. Но возвышение худородного дворянина, еще и из провинции (Пуату – не Гасконь, но недалеко от нее ушла), мало кому понравилось, у епископа, получившего кардинальский сан и новое имя де Ришелье, сразу же стало множество врагов. Но быть врагом тоже надо уметь. Умный, расчетливый, хитрый, дальновидный Ришелье всегда был на несколько ходов впереди.

Так кардинал скоро стал понимать, что ему с королевой-матерью не по пути. У них начались политические разногласия, и, мечтающий о сильной Франции без гнета Испании, истинный патриот Ришелье без малейших угрызений совести покинул свою благодетельницу, ясно показав, что намерен отныне служить только королю. Мария была в бешенстве, кричала на весь Лувр (у нее были манеры базарной торговки) и поливала грязью уже бывшего друга. Кардиналу было все равно, тем более он понимал, что Мария предала бы его при малейшей опасности.

Помните Людовика XIII – слабовольного болвана из романа «Три мушкетера»? Так вот, король таким не был. Одаренный множеством талантов, прекрасный певец, музыкант, танцор, он любил охоту, возился в теплицах, а потом сам варил варенье из выращенного урожая. Людовик был слабовольным, но болваном – нет. Склонный к унынию король, тем не менее, был умным человеком и понимал свою неспособность к управлению государством. Ему нужен был хороший советник, и Людовик его нашел, назначив кардинала премьер-министром. Это случилось в 1624 году. Больше Ришелье до самой смерти не выпустит из своих рук судьбу любимой Франции.

Политику кардинала не понимали. Мария Медичи ненавидела бывшего друга и заодно своего сына, мечтая посадить на трон младшего отпрыска Гастона. Однако, не взирая ни на какие препятствия, Ришелье железной рукой вел свою Францию к величию.

Сначала кардинала просто терпели, распространяя грязные сплетни, а потом попытались убить. Каково же было удивление заговорщиков, когда их встретил не священник в сутане, а дворянин со шпагой наготове, да еще и в сопровождении вооруженной охраны. Горе-убийц, кстати, было четверо. Правдивая слава о Ришелье, как о лучшем фехтовальщике Франции, шла впереди самого кардинала. Вот они и пришли вчетвером, чтоб уж наверняка. Заговор провалился, но с тех пор кардинал везде появлялся с охраной. Да-да, теми самыми гвардейцами в «Трех мушкетерах», которые на самом деле тоже были мушкетерами.



Дальше – больше. Чего уж только не придумывали заговорщики, главными из которых были Гастон, брат Людовика, Мария Медичи и королева Анна. Однажды Мария Медичи надавила на тяжело заболевшего Людовика и велела ему избавиться от своего министра. Как только Людовик выздоровел, между матерью и сыном произошел серьезный разговор, в разгар которого в кабинет с черного хода зашел кардинал. Мария буквально сорвалась с цепи. Король колебался, слушая мать, которая обвиняла министра во всех немыслимых грехах, и нервы Людовика сдали. Мария была уверена, что Людовик, выслушав ее домыслы, лишит Ришелье поста и головы. Во дворце королевы начались балы, а на следующий день король без малейших признаков заикания - он заикался - произнес "Ришелье остается". Крики матери на время даже оглушили бедного короля, но он оказался неумолим. Этот день и называется во Франции «день одураченных», потому что Мария, Гастон и их сторонники так были уверены в победе над Ришелье, что начали праздновать победу заранее.

В чем был секрет кардинала? Его обвиняли в колдовстве (в этом доля истины была - он постоянно болел и носил ведьмовские амулеты для привлечения здоровья), дескать, Ришелье околдовал короля, но тут все проще. Кардинал смотрел на Людовика как на короля и всегда с ним считался. Ришелье жалел Людовика, которого королева Мария буквально презирала, предпочитая Гастона. Она никогда не отказывала себе в удовольствии унизить сына, а верный министр всегда подчеркивал, что король выше всех. Кардинал хорошо умел видеть людскую натуру и буквально ко всем находил подход. Того соперничества между королем и его министром, которое мы видим у Дюма, никогда не существовало, это был политический союз двух равных и умных людей.

Кардинал и королева: любовь, Испания и Ла-Рошель

Кардинал был влюблен в Анну, это всем известно, а что Анна?

Прекрасная рыжеволосая королева с настоящим испанским темпераментом, смелая, решительная и неглупая. Она ненавидела первого министра со всей возможной страстью, строила против него заговоры, всячески подчеркивала его низкое происхождение и высмеивала в своем окружении. Одним словом, красивый и обходительный министр был ей небезразличен, но всему мешал сан священника. Анна была испанкой до мозга костей, строгой католичкой, и священник в ее глазах не мог быть мужчиной. По крайней мере, она так думала в то время, о котором идет речь у Дюма. Кроме того, кардинал и королева были политическими врагами. Анна вела испанскую политику, Ришелье поставил целью всей жизни уничтожить величие Испании с ее испанской инквизицией. Тень этой отвратительной организации уже нависла над всей Европой. Людей сжигали на кострах без суда и следствия просто за косой взгляд, разноцветные глаза, другой цвет кожи и неосторожное слово. По всей Европе пылали костры, только в Испании сожгли более 100 тысяч человек. Ришелье был противником инквизиции и пытался изгнать мракобесие и невежество из умов сограждан. Кстати, именно за нежелание жечь людей на кострах, народ, знать и Анна считали его плохим священником.


И вдруг на горизонте появляется герцог Бекингем, усложняя и без того сложные отношения кардинала и королевы. Анна влюбилась в англичанина, лорд ответил ей взаимностью, и когда Бекингему ответили отказом в повторном приезде во Францию, пригрозил вернуться с войной. И вернулся же! Англичане помогали Ла-Рошели (там жили гугеноты) добиться независимости. Крепость была хорошо укреплена, у французов не существовало военного флота и дело могло кончиться плачевно. Ришелье нужна была единая Франция, и маленькая религиозная война не входила в его планы. Во-первых, кардинал был удивительно веротерпим даже по меркам нашего с вами времени, а во-вторых, всей душой ненавидел гражданские войны. Но Бекингем разошелся не на шутку. День и ночь кардинал, проверяя орудия, войска и караулы у осажденной крепости, находясь в разведке, пригибаясь под свистом пуль, буквально засыпая в седле, Ришелье все время надеялся, что Бекингема случайно убьют. И Бекингема действительно убили. Та еще загадочная история.

А крепость Ла-Рошель пала после того, как была построена дамба по проекту Ришелье. Дамба перекрыла крепости доступ к морю и подмоге со стороны англичан. Показательно, что проект дамбы был использован кардиналом из жизнеописания Александра Македонского, что доказывает наглядную пользу чтения. Мечта сбылась: Ришелье стал как Александр Македонский.

А что же наша Анна? Испытав потрясение, она ненадолго забыла о политических интригах и шпионаже в пользу сопредельных государств, чтобы с новой силой взяться за козни в пользу Испании, с которой у Франции разразилась война.

А подвески, спросите вы? История с подвесками была. Нужно же было хоть как-то испугать Анну и утихомирить ее бурную шпионскую деятельность. Но, несмотря на все усилия, заговоры, шпионаж и интриги, Ришелье не только не лишился своего поста и головы вместе с ним, но и уничтожил испанское могущество. Кардинал никогда не знал поражений. И даже с Анной они со временем стали хорошими друзьями.

В 1642 году здоровье министра резко ухудшилось от постоянной работы и непосильных забот, и он скончался после продолжительной болезни, произнеся свои самые знаменитые слова, в ответ на просьбу простить своих врагов: «У меня не было иных врагов, кроме врагов государства».

Началась совсем другая история. А наши герои - мушкетеры – в романе «Двадцать лет спустя» поймут, что мешали вести Францию к процветанию, а их враг никогда не был им врагом.

И еще немного интересных фактов, хотя Кащей разошелся не хуже Бекингема



Кардинал на досуге любил сочинять стихи (весьма посредственные), вышивать (это получалось отлично) и заботиться о своих кошках. Дворец кардинала был настоящим кошкиным домом. Коты и кошки всех пород и мастей лежали на креслах, кроватях, столах и даже документах министра. Самым известным котом был огромный черный кот по кличке Люцифер.

До Ришелье понятия «француз» не существовало. Кардинал объединил нацию, упразднив деление по признаку областей (Д’Артаньян – гасконец, как мы помним) и религиозному признаку.

Ришелье к концу жизни практически полностью уничтожил влияние инквизиции в Европе. То, что мы не знаем костров инквизиции – целиком и полностью заслуга кардинала. Это признают все историки.

Обыкновенная вилка, которой мы едим каждый день тоже кардинальская заслуга, до того как Ришелье ее усовершенствовал, у вилки были два зуба.


Ришелье стал баснословно богат, но никогда не был жадным и охотно раздавал деньги нуждающимся, и даже закладывал свои драгоценности, чтобы помочь снабжению армии.

Очень слабый здоровьем, кардинал, тем не менее, полжизни провел в седле, и очень редко надевал кардинальское облачение, предпочитая дворянский костюм.

Один из его внучатых племянников - дюк Ришелье основал Одессу.

И совсем напоследок.

Кардинал Ришелье был красивым и нравился женщинам. Настолько, что из-за него две дамы дрались на дуэли.

С вами был Кащей Б. Смертный. Смотрите глубже и любите историю, и всегда помните, что ничего не стоит праздновать заранее.

9 ноября 2015
Кащей Б. Смертный
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?