Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Бумажные воины

Здравствуйте, детишечки!


Начать хочу с банальной истины: во всем мире нет ничего страшнее войны. И, по сути, не важно, какой эта война окажется – мировой или локальной, в пределах одного государства. Но даже в дни, месяцы, годы бедствий и испытаний человек не может без светлой надежды, без искры смеха. И пусть смех будет мимолетным, как порыв теплого ветра весной, он все равно помогает людям сражаться и верить, что наступит долгожданная победа.

В суровые, голодные, страшные, пропитанные кровью и сталью сороковые военные годы каждый гражданин нашей Родины вносил свою лепту в общее дело Великой Победы. Каждый сражался за Родину как мог. На фронтах и в тылу, под обстрелами и стоя у станков по 12-14 часов в сутки, в ставках, обдумывая военную стратегию, в военных училищах, готовя новые кадры для отправки на фронт, в сердце фашисткой Германии, добывая ценнейшие сведения, и в многочисленных редакциях, публикуя сводки военного времени. В одной из таких редакций трудились Кукрыниксы – творческое объединение художников и сатириков. В состав Кукрыниксов входило три художника — КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» — не что иное, как коллективный псевдоним. Это были люди, которых Гитлер приказал расстрелять первыми при взятии Москвы. Казалось бы, художники, какой от них вред Гитлеру? Но искусство может наносить удары не хуже штыка.



В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Ни одно событие не проходило мимо пера этих знаменитейших художников того времени. Беспощадная сатира стала символом их творчества, а юмор, с которым они создавали свои работы, стал символом целой эпохи.

Но вот началась война. Жестокая и беспощадная кровавая бойня, в которой, казалось бы, не было места ни одному лучику света. Тяжело приходилось всем гражданам нашей Родины, враг неминуемо наступал, надежда таяла с каждым мрачным днем, но вдруг среди царства ужаса и смерти, как вестники надежды и мира стали появляться листовки. Множество листовок с карикатурами на главного врага всего человечества – Адольфа Гитлера.

Конечно, авторами этих листовок были не только Кукрыниксы. Были и другие художники, например, Борис Ефимов.

Борис Ефимов, наверное, самый известный советский карикатурист. Он рисовал на протяжении всей советской эпохи, а покинул этот мир на 109-ом году жизни в новом тысячелетии, когда эта эпоха уже стала достоянием истории.

Его карикатуры стали бессмертной классикой жанра. Но, наибольшей популярностью в наши дни пользуются его работы времен Великой Отечественной войны. Борис Ефимов даже выпустил сборник карикатур «Гитлер и его свора».

Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы и других городов, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу.

Карикатуры… Смешные или сатирические изображения людей или событий, эти рисунки помогали советскому народу сражаться каждый день, час, минуты. Ведь когда изображаешь врага в юмористическом ключе, когда нещадно используешь сатиру, самый ужасный противник не кажется таким уж страшным. Да, можно много говорить, что Советская Красная Армия была сильнее фашистов, что мы были умнее, тверже духом и вели освободительную войну против их захватнической, но советские люди победили не слабого противника и не глупого. Тем, наверное, и ценнее наша Победа.

Карикатуры преследовали несколько целей, главные из которых - развеять миф о непобедимости гитлеровцев и деморализовать противника, то есть психологически ослабить. И карикатуры справлялись со своей задачей, били врага не хуже штыка на линии фронта, с точностью снаряда знаменитой Катюши попадая в цель.

Рисунки менялись, как менялся ход войны. Первой сатирической работой Кукрыниксов стал плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Уже в первой своей работе на тему Великой Отечественной войны Кукрыниксы показали, насколько они изучили врага, насколько поняли всю лживость фашисткой пропаганды.

Даже в самых первых рисунках не было никакой поспешности, никакой паники. Художники были с самого начала абсолютно уверены в победе. Гитлер и его приспешники показаны в карикатурах жалкими и смешными людьми, часто в звериных обличиях, хотя фашисты были хуже любого зверя, которым движет природа.. В первую очередь упор делается на такие черты немецкого солдата, как его жадность и стремление поживиться за чужой счет. Враг не демонизируется, кажется даже, что художники чуть-чуть сочувствуют замерзающим немцам и их незадачливому фюреру, но, конечно, это не так.

Искусство художников той эпохи обрело общенародный характер. И вносило свой вклад в общее дело. Оно воевало. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок.

В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Карикатура «Арапские сказки немецкого верховного командования, или тысяча и одна ложь» сопровождалась стихотворением Самуила Маршака, который с блеском сотрудничал с Кукрыниксами.

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад
И прочитал ему доклад:

- Один немецкий пулемет
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта" на лету
Забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем...

Калиф прервал его доклад,
Прикрыв плотнее двери:
- А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

- Калиф, ты задал мне вопрос
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!

Карикатура «К нам явился он за кашей» также сопровождалась стихотворением Самуила Маршака.

К нам явился он за кашей

С ложкой, вилкой и ножом,

Но его отучат наши

Заниматься грабежом.


Хотел отведать каши

Владетельный барон.

Теперь на грядке нашей

Пугает он ворон.

Карикатуры высмеивали самонадеянность Гитлера и его приближенных, думающих в считанные недели захватить Советский Союз. Гитлер рассчитывал на блицкриг – маленькую и быструю победоносную войну. Захватив Европу, немецкое командование всерьез думало, что и в СССР не будет особых проблем, но не тут-то было.

Над этим посмеялись советские художники, выпустив карикатуру «Все врут календари».

Молниеносную войну
Он обещал в июне,
И целый час метал слюну,
Беснуясь на трибуне.

Он говорил: - Исход войны
Решу я в две недели!
-И дураки его страны
В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек.
Бессовестный оракул
Двухмесячный назначил срок.
А Геббельс „хох!" проквакал.

То к ноябрю, то к рождеству,
То первого апреля
Грозился фюрер взять Москву.
А месяцы летели...

«Не думать о конце войны!» -
Таков приказ последний.
«Немедля сдать в казну штаны!» -
Гласит приказ соседний.

Уже листов календаря
Не остается, кроме
Сорок восьмого мартобря
На стенке в желтом доме…

Юмор и сатира поднимали боевой дух, укрепляли веру в нашу Победу, убивали черноту отчаяния и развевали уныние. Листовки падали тоннами с самолетов над вражескими войсками, даже над Берлином, они совершали психологическую атаку на противника, деморализовали фашистов. В ставке Гитлера были в бешенстве, ведь советские художники в своих работах не только радовались успехам Красной Армии, но и указывали на лживость фашисткой пропаганды. Невероятно, но факт: большинство немцев даже не знали о существовании концентрационных лагерей. Министр пропаганды Геббельс однажды сказал: «Ложь, повторённая уверенно десять раз, становится правдой». Фашистское правительство уверенно кормило своих соотечественников чушью, но огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.

„Никто не знает, как долго еще продлится война", - сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений в 1942 году. «Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат».


Кукрыниксы молниеносно создали карикатуру и отправили ее в тыл врага. Она называлась «Прошло несколько месяцев (взирая на лица)».

Геббельсовская пропаганда в 1944 году предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности "атлантического вала" (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва.

Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.
На эту тему была создана карикатура «Атлантический вал».

Гитлер, нападая на Советский Союз, не учел ни природного фактора – наши суровые зимы, ни демографического – в первый год войны, не имея такой мощной военной составляющей, как у гитлеровцев, наша армия давала отпор врагу за счет гораздо большего числа военнослужащих. Но потом, как говорят историки, мы научились воевать. И громили врага по всем фронтам.

В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан "германский фольксштурм" для "обороны всеми силами и средствами" фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

Кукрыниксы отреагировали на новый указ практически сразу и выпустили издевательскую карикатуру «Итоги новой тотальной мобилизации».


6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Советскими художниками была выпущена карикатура «Громовой удар», в которой маленький, трусливый, жалкий Гитлер с приспешниками спасаются от попадания русского-англо-американской военной молнии.

Карикатуры вместе с их создателями дошли до Берлина и встретили победу. Отважные бумажные воины, искусство в борьбе за правое дело доказало свою состоятельность как грозного оружия, способного на многое. Про создателей этих рисунков, как и про всех, кто жил в СССР тогда, можно смело сказать – они сражались за Родину. И дело их било фашистов не хуже Катюш, потому что за ним стояла сила русского оружия, сила духа и сила воли.



С вами был Кащей Б. Смертный. Берегите память о предках, изучайте историю, и помните, что без памяти о прошлом невозможно движение в будущее.




20 мая 2015
Кащей Б. Смертный
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?