Позвольте поделиться своими размышлениями, хотя, может мне просто так показалось и я не права. Во времена моей юности в журналах были популярны картинки, где люди или животные были так вписаны в пейзаж или узор, что отыскать их можно было, только внимательно присмотревшись. И вот пассажиры в психологическом смысле представились такой картинкой, потому что распознать живого человека было трудно. Играют, разговаривают по телефону, слушают плеер – создаётся впечатление, что люди боятся тишины, боятся остаться наедине с собой, боятся вырваться из информационного поля, потому что не понимают, что им тогда делать.
Наши внутренние содержания (желания, мнения, оценки, критерии и т. п.) в основном заимствованы из окружающего нас искусственно созданного информационного пространства. В этом случае личность — не прекрасная непохожая на других индивидуальность, а просто частный случай проявления общества. Если посмотреть на ум человека, его душу, то будут видны глянцевые журналы и политические лозунги, зачастую вторичная современная литература и другие проявления псевдокультуры.
Социум действует на неповторимость человека как растворитель, он поглощает наши незрелые личности, делая нас одинаковыми, с усреднёнными притязаниями и стремлениями. Он ограничивает наш небосвод навязанным набором примитивных идей, вкусов, представлений о жизни, потому что крайне не заинтересован в самостоятельно мыслящих, духовно зрелых людях. Совсем как шахматист, который вряд ли бы обрадовался фигурам, имеющим собственное мнение.
Мы удивительно пренебрежительно относимся к своему внутреннему миру, а ведь он уникален и неповторим. Он живёт в каждом человеке, пытается пробиться к нам, а мы очень мало его ценим, боимся услышать вопросы, которые он ставить перед нами. Просто у нас часто нет на них собственных ответов. Потому всё прямолинейно. Где учиться? Родители лучше знают. Что есть? Что носить? Что читать? Скажет реклама или авторитетная подруга. За кого голосовать? Доверимся телевизору. И так далее. А вопросы о Боге и смысле жизни или о свободе и ответственности и т. п. вообще могут не пробиться в сознание.
А ведь мы рождены неповторимыми, как неповторим, например, розовый куст. А стремимся быть одним из одинаковых кустиков в бесконечной стриженой изгороди всеобщей усреднённости. Мы рождены свободными, но ненавидим этот дар. Свобода предполагает необходимость принимать решения, иметь собственное мнение, делать выбор. Но мы без оглядки бежим в мир как бы музыки, не задумываясь, о чём она, в мир ТВ, интернета, которые не просто влияют на наше мировоззрение, мироощущение, но формируют его кому-то в угоду. Нам кажется, что мы окунаемся в океан разнообразных возможностей, а на самом деле, мы выбираем прокрустово ложе уже кем-то придуманной для нас жизни, придуманных за нас желаний. И мы уже не являемся свободными творцами своей личности, а уродуем её, подгоняя под придуманный кем-то стереотип. Но, несмотря на то, что наше время, кажется, заполнено до предела, многие из нас испытывают чувство страха и одиночества, тоски, а порой и отчаяния. Мы забываем о своих близких, стыдимся или просто не умеем говорить добрые слова, слова любви, прячем свои чувства, так как они мешают в «нормальной» повседневной жизни. И от этого возрастает чувство одиночества и потерянности в жизни, предельно заполненной общением, массой знакомств, изобилием информации.
Что же делать? Где искать выход? Кто подскажет и поможет? Давайте посмотрим отрывок из моего любимого фильма «Святоша».
Для того, чтобы понять, кто ты, в чём твоё отличие, особенность, необходимо начать искать опору, стержень личности. А для этого необходимо совершить несколько индивидуальных подвигов.
Первым может стать активное мышление. То, что мы в уме соединяем слова, — отнюдь не значит, что мы рождаем мысль. Придётся преодолевать инерционное «думание» и стараться давать ход только подлинно важным конструктивным мыслям. Как писал философ М. К. Мамардашвили, "глупость — это то, что думается само собой, а умное — это то, что мы мыслим сами. Теперь давайте взвесим, сколько в нашей голове глупого и как мало того, что мы действительно подумали сами".
Важно научиться составлять собственные мнения, научиться понимать, как именно мне нужно жить, искать необходимые именно мне смыслы, проходить свой сокровенный духовный путь.
Тогда появится чувство полноты бытия, потому что мы станем главными действующими лицами, событиями собственной жизни. Тогда наши суетливые действия сменятся полновесными поступками, преображающими жизнь. Мы перестанем сравнивать себя с другими и завидовать, ведь все мы уникальны, очень разные. Не завидуют ведь, например, птицы — рыбам.
Активное мышление и внимание к себе обязательно откроют нам, что большую часть мыслей занимают эмоции. А сколько там псевдостраданий! Обиды на всё и всех, одни и те же скорби всю жизнь — ведь мы не пытаемся осмыслить происходящее с нами, а значит, не можем ничего изменить. И скорби накладываются на скорби и страдания — на страдания, часто до ропота и отчаяния.
Есть страдания, неотъемлемо сопровождающие любой правильный путь, духовный в особенности. Это другой подвиг: намеренные страдания самопознания, самодисциплины и необходимых душе самоограничений. Самоисследование, честное внимание к себе всегда связаны со многими открытиями о нас самих, порой шокирующими. Мы-то были в блаженном неведении о своих глупостях и страстях, о том мелком и суетном в нас, что не даёт ходу жизни, и считали себя невинными жертвами невезенья и неурядиц. Мы всё ждали, когда исправятся окружающие нас люди, когда все увидят, что мы-то хорошие, а все остальные не правы. Мы так надеялись, что раз за нас думают, то всё как-то устроится.
Мы охотно преодолеваем трудности, получая образование и делая карьеру, занимаясь экстремальными хобби, терпим многие лишения, занимаясь творчеством. В особенности изобретательны и терпеливы, работая греху. Но как только речь заходит об усилиях, без которых невозможно стать человеком, в нас всё волшебно меняется: не только естественные для нас немощи, лень, страх, а и яростное сопротивление, отторжение. Почему мы не можем и малого потерпеть в работе над собой? Почему мы, купленные дорогою ценою (1 Кор. 7, 23), до обидного пренебрегаем тем, что составляет нашу сущность, тем, что дороже всего мира? Ведь душа — единственное пространство, где могут жить вера и упование. А они как раз — та самая опора, без которой нас не сделают счастливыми никакие блага и богатства. Тот самый стержень, вокруг которого только и можно созидать неповторимую и уникальную личность, с терпением и достоинством, разумно преодолевающую превратности жизни.
Беспечное упорство в нежелании познавать себя делает нас безликими фигурками, которые боятся жизни, не любят её и чувствуют себя несчастными даже при хороших её обстоятельствах. Но не будем забывать, что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их (Притч. 1, 33). Мы охотно уступаем свою жизнь, отдаём её суетливому миру, где он по своему ограниченному усмотрению строит из нас, что выгодно ему. Мы пренебрегаем прекрасным, необъятным Божиим даром — жизнью, мы не радуемся большому доверию Творца, создавшего нас свободными и не похожими на других.
…а может быть я не права и слишком пессимистически смотрю на современный мир?
…а может не стоит задумываться о смысле своей жизни, ведь быть как все проще и спокойней?