Дорогие друзья!
В каждый исторический период в христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими выразителями высоких духовных идей. И сегодня я хочу напомнить вам о таком человеке, жившем более ста лет назад. Это - святитель Феофан Затворник Вышенский (День памяти 23 января).
Я писала о нем в нашем блоге, но хотелось бы еще раз , более подробно рассказать вам об этом необыкновенном человеке.
Феофан Затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии.
Его отец, Василий Тимофеевич был священником. У него был прямой и открытый характер, добросердечный и гостеприимный.
Мать, Татьяна Ивановна, происходила из семьи священника. Она была женщиной глубоко религиозной, имела тихий, кроткий нрав. «Отличительною чертою ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякому нуждающемуся. От нее Георгий унаследовал,…нежное, любящее сердце и некоторые характерные черты личности: кротость, скромность и впечатлительность, а также черты внешнего облика». Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где тот становился на клиросе или прислуживал в алтаре. Так в сердце мальчика зарождалась любовь к Богу и церкви.
Первоначальное образование Георгий получил в родительском доме - на седьмом году его начали учить грамоте. От отца Георгий унаследовал сильный и глубокий ум. Учила детей мать, а отец руководил обучением и прослушивал заданные уроки.
Георгий закончил Ливенское духовное училище, Орловскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию.
Ректором Киевской духовной академии был в то время архимандрит Иннокентий (Борисов) – знаменитый церковный проповедник, читавший лекции по энциклопедии богословских наук. Он приучал студентов говорить проповеди экспромтом и сам увлекал слушателей своими вдохновенными импровизациями, идущими от самого сердца. Каждая лекция его и проповедь были событием, пробуждавшим работу мысли. Все это оказало огромное влияние на студента Георгия Говорова. Именно здесь в Киевской академии, по свидетельству современников, он овладел искусством проповеди и развил в себе способность и любовь к писательству.
15 февраля 1841 года Георгий принял постриг с именем Феофан. Был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля – во иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.
27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Он был замечательным педагогом и добивался великолепных результатов. В основу своей воспитательской деятельности он ставил христианскую любовь - «Полюбите детей, и они вас полюбят».
Но недолго трудился отец Феофан в Киевском духовном училище. В конце 1842 года он был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики. Чтобы предохранить воспитанников от праздности, он приучал их к физическому труду - к столярному и переплетному ремеслу, к занятиям живописью. В летнее время предпринимались загородные прогулки с целью отдыха от умственных занятий. За три года пребывания в Новгороде он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель.
Отец Феофан был глубоко предан делу христианского воспитания, однако его влекло другое – монашеская уединенная жизнь: «…ученою должностью начинаю тяготиться до нестерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел».
В сентябре 1855 года архимандрит Феофан получил новое назначение в Карелию – на должность ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии. По поручению начальства он должен был заниматься организацией строительства здания для семинарии.
В мае 1857 года указом Святейшего Синода он был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Особое внимание он уделял воспитательной работе. Со студентами обращался как отец со своими детьми. Питомцы академии доверяли своему ректору, любили его и свободно приходили к нему со всеми своими нуждами.
Архимандрит Феофан усиленно занимался также редакторской и богословско-популяризаторской работой. Ему приходилось принимать много видных ученых и знатных посетителей.
Но прежде хотелось бы осветить его служение церкви с еще одной стороны – с пастырской и ученой деятельностью за границей. Сам отец Феофан сравнивает свою странническую жизнь, полную разнообразной деятельности, с шаром, без треска и шума катящимся туда и сюда по направлению сообщаемых ему ударов.
Итак, в августе 1847 года иеромонах Феофан был назначен членом создаваемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Целью миссии было иметь в Иерусалиме представителей Русской Церкви и привлечь к Православию колеблющихся и отступивших от него. Кроме того, множество богомольцев и паломников из России требовали удовлетворения тех или иных религиозных нужд.
Члены Миссии имели постоянное местожительство в Иерусалиме и, знакомясь с христианским Востоком, посетили многие святые места Палестины, Египта и Сирии. Отец Феофан трудился особенно усердно, неукоснительно выполняя все, что от него требовали.
Вместе с тем он успевал многое сделать и для самообразования: выучился иконописи, прекрасно изучил греческий язык, основательно – французский, занимался еврейским и арабским языками, ознакомился с памятниками аскетической письменности прошлых веков, изучал библиотеки, отыскал старинные рукописи в древнейшем монастыре Саввы Освященного.
В 1853 году началась Крымская война, и Русская Духовная Миссия 3 мая 1854 года была отозвана.
Затем в мае 1856 года Святейший Синод вновь определил архимандрита Феофана на важный и ответственный пост настоятеля Посольской церкви в Константинополе. Константинопольская Церковь в то время переживала сложный период в связи с конфликтом между греками и болгарами. Болгары отстаивали свою религиозную самостоятельность и требовали богослужения на родном языке и пастырей из своего народа. Константинопольская патриархия категорически не соглашалась на какие-либо уступки. Болгар в законных требованиях поддерживало турецкое правительство, представители западных держав и архимандрит Феофан, снискавший своей симпатией и искренним желанием помочь этому народу большую его любовь к себе. Проявив дипломатические способности, архимандрит Феофан исполнил возложенную на него миссию, и в марте 1857 года представил архиепископу Иннокентию подробный отчет, обстоятельно освещающий положение греко-болгарской распри.
Находясь за границей, святитель Феофан еще более усовершенствовал свое знание греческого языка, что блестяще проявилось в его переводческой деятельности.
29 мая 1859 года состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого.
Много забот, трудов, разного рода препятствий, даже огорчений ожидало преосвященного Феофана на Тамбовской кафедре. Епархия была одной из самых обширных и многолюдных.
Святитель Феофан почти каждое богослужение сопровождал проповедью. Его проповеди представляли собой не продукт сухой умственной работы, а живое и непосредственное излияние чувствующего сердца.Святитель умел так овладеть вниманием слушателей, что в храме водворялась совершенная тишина, вследствие чего слабый голос его слышен был в самых отдаленных уголках храма.
Предметом его пристального внимания и забот были духовно-учебные заведения епархии: нередко владыка посещал Тамбовскую семинарию и присутствовал на экзаменах.
Святитель Феофан изыскивал различные способы образования простого народа. При нем стали действовать церковноприходские школы, в помощь им – частные школы грамотности, а также воскресные – в городах и больших селах. Немало было забот и о благоустройстве монастырей.
В одну из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая нравилась ему строгим иноческим уставом и красивым месторасположением.
Святитель Феофан вел очень простой образ жизни. Много молился, но находил время и для научно-литературной работы. Редкие минуты досуга наполнялись рукоделием – столярной и токарной работой по дереву, и только на короткое время владыка выходил на прогулку в сад. Он горячо любил природу, восхищался ее красотой, во всем видел следы премудрости Творца. В ясную погоду по вечерам наблюдал за небесными светилами в телескоп.
Никто никогда не слыхал от святителя Феофана грозного слова начальника. «Вот программа начальствующих всех родов, – советовал владыка, – растворяй строгость кротостью, старайся любовью заслужить любовь и бойся быть страшилищем для других. Истинная доброта не чуждается, где должно, строгого слова, но оно в устах его никогда не имеет горечи обличения и укора». Доверие его к людям, в частности к подчиненным, было безгранично. По своей нравственной деликатности и благородству души он боялся оскорбить человека даже намеком на подозрение или недоверие.
Недолго тамбовской пастве пришлось быть под управлением святителя Феофана: 22 июля 1863 года он был перемещен на Владимирскую кафедру.
Служение его на новом месте было еще разнообразнее и плодотворнее, чем в Тамбове. За три года служения здесь он произнес 138 проповедей. «Народ тут больно хорош… дивятся. С самого приезда доселе еще ни одной службы не было без проповеди… »
Владимирская епархия весьма нуждалась в православном миссионерстве, так как губерния была колыбелью раскола. Скрываясь из Москвы от преследований правительства, раскольники находили здесь пристанище и немало последователей. Святитель Феофан предпринимал путешествия в раскольничьи центры епархии, где произносил поучения и в самой простой и доступной форме раскрывал несостоятельность раскола, как с исторической точки зрения, так и по существу.
За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность на Владимирской кафедре епископ Феофан был награжден орденом Анны I степени.
Но святитель Феофан жаждал уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Святой Церкви и спасению ближних.Этому препятствовала обширная практическая деятельность. Как епархиальный архиерей он обязан был заниматься и такими делами, которые не сродни были его характеру и часто нарушали его высокое настроение, доставляли скорбь его любвеобильному сердцу. Свое внутреннее состояние он выразил в одном из писем: «В делах никакой трудности не вижу, только душа к ним не лежит». Посоветовавшись со своим духовным руководителем, митрополитом Исидором, епископ Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни.
17 июля 1866 года святитель Феофан после долгих колебаний со стороны высшего начальства был освобожден от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни. Во время прощания архипастыря со своей паствой обнаружилось, какой великой любовью пользовался святитель Феофан в своей епархии - по свидетельству очевидца, многие плакали.
28 июля после молебна епископ Феофан отправился прямо на Вышу.
Вскоре, 14 сентября 1866 года, святитель Феофан послал в Святейший Синод прошение об увольнении его от управления Вышенской обителью и назначении ему пенсии. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Освободившись от забот по управлению монастырем, преосвященный Феофан начал вести подвижническую жизнь. Вместе с иноками в течение шести лет он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию соборно с братией.
Близко познакомившись с внутренним распорядком обители, святитель писал Н. В. Елагину: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно монашеские. Из братии есть лютые подвижники… образчик – восьмидесятилетний старик, никогда не присядет в церкви и ворчит на других за это. Служб наберется 8-10 часов. Начинаются с 3 часов утра. Последняя бывает в 7 часов вечера. Пение саровское».
Как ни мало уделял времени Преосвященный Феофан приему посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. И тогда явилась мысль о полном затворе.
Уединение святителя оказалось «слаще меда», и Вышу он считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Частично райское блаженство он испытал уже здесь на земле, в этом самом уголке необъятной России, который во дни жизни святителя был и вовсе захолустным. Но кому уж теперь неизвестны слова святителя-затворника о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное»?!
До самой своей кончины святитель чувствовал себя вполне счастливым. «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он, – и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».
Что же скрывалось за этим так называемым «покоем», за этим затвором, за этим блаженством? Колоссальный труд, ежедневный подвиг, который современному человеку и представить немыслимо.
Наиглавнейшим занятием святителя-затворника была молитва: ей он предавался в течение дня и нередко – ночи.
Несомненно, много времени и труда посвящалось чтению как духовных, так и светских книг – разных по содержанию: исторических, философских, научно-естественных, книг русских и зарубежных классиков – Пушкина, Грибоедова, Шекспира. У него имелись и книги по медицине, в основном – по гомеопатии, анатомии, гигиене, фармакологии.
Занятия Вышенского Затворника не ограничивались одной молитвой и чтением. Прочитанное осмысливалось и излагалось просто, доходчиво и по-богословски возвышенно, с подробнейшими изъяснениями. В одном из писем находим такие строки: «Писать – это служба Церкви или нет?! Если служба, – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?» Его труды оказали и оказывают большое влияние на духовное возрождение людей и общества.
Зная языки, святитель Феофан занимался переводом, отвечал на множество писем. Помимо духовно-литературных и научных трудов он занимался иконописью, музыкой, разнообразным рукоделием, выращиванием растений на балкончике, наблюдением за небесными светилами. А еще сам шил для себя одежду.
Потребуется несколько страниц для того, чтобы только перечислить всё то, что было им написано в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой его кончины - 6 января 1894 года, в день Богоявления Господня. Все богословское наследие писателя-затворника пронизано мыслью о спасении души.
На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6-8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
Значение личности, деятельности и особенно трудов Святителя Феофана очень велико. Его личный высокий, достойный подражания пример истинно-христианской жизни всегда будет жить в памяти людей.