Дорогие друзья, сегодня мне хотелось бы рассказать вам об удивительном человеке, истинном подвижнике благочестия, проповеднике и просветителе.
В эти дни исполнилось 200 лет со дня рождения миссионера, первого правящего епископа обширной Якутской епархии, нашего земляка – Владыки Дионисия, в миру Дмитрия Васильевича Хитрова.
Будущий Владыка появился на свет в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в ноябре 1818 года.
Дмитрий Васильевич рано осиротел и остался без попечения родителей. С малых лет обучался грамоте у местного священника Тимофея Венцева. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище, где получил фамилию Хитров от названия родного села.
В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию.
После вступления в брак 22 января 1841 года вместе с супругой направился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона, а 6 апреля того же года — во священника Преображенской церкви города Якутска.
Пятнадцать лет (1841—1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев. В общей же сложности Дмитрий Васильевич отдавал себя служению Господу и людям в Якутии 43 года.
В автобиографии он пишет о том, что «каждый год совершал пути до 10 тыс. верст», посетив почти все приходы Верхоянского, Колымского и Якутского округов: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье».
Необходимость изучения якутского языка сразу встала перед молодым священником. Особенно после того, как его позвали к умирающему якуту, а он не смог принять исповеди, зная всего лишь несколько вопросов по-якутски. Больной не позволил позвать дьяка, хорошо знающего язык. Молодой человек плакал от отчаяния, потому что не понимал языка человека, уходящего в мир иной, и не мог принять исповеди. В эти дни он сделал очень верный вывод о необходимости знания языка своей паствы.
Прошло еще долгих семнадцать лет, в течение которых будущий епископ настолько овладел языком, что составил якутскую азбуку и грамматику. А также совершил переводы на якутский Нового Завета, Книги Бытия, Псалтири и еще целого ряда произведений религиозной литературы. Занимался их редактированием и изданием в столице.
1 августа 1859 года состоялось первое богослужение на якутском языке.
В 1858 году в Якутск с острова Ситха была переведена духовная семинария – кузница кадров духовной интеллигенции.
Возведённый в сан протоиерея, Дмитрий Васильевич занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.
После смерти супруги было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Синодом о возведении протоиерея Дмитрия в епископскую степень. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».
3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий.
9 февраля 1868 года в Благовещенске-на-Амуре был хиротонисан в епископа Якутского, викария Камчатской епархии. Хиротонию возглавил святитель Иннокентий (Вениаминов), являвшийся духовным наставником Дмитрия Васильевича.
В состав Камчатской епархии входили на тот момент обширные материковые области на Дальнем Востоке и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически состоял самостоятельным архиереем, принимая решения, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан.
С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом с титулом Якутский и Вилюйский.
Многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие множество людей, строил храмы, библиотеки, церковно-приходские школы, открыл 36 новых приходов.
В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу».
Став епископом, преосвященный Дионисий, как и прежде, много ездил.
Вот что он писал в дневнике о пятимесячной поездке в Колымский округ: «Солнце в зимнее время два месяца не является на горизонте. В зимнюю пору жестокие морозы…в межсезонье беспредельные пространства тающих болот и грязи, над которыми тучами кишат комары, оводы и другие насекомые. А также проливные дожди, наводняющие ручьи и реки». Гибли лошади, не выдерживая переправы через холодные реки. Некоторые люди, встречающиеся на пути, обманывали священника и приходилось голодать, другие наоборот – спасали от голода.
Надо сказать о том, что коренные жители очень любили преосвященного Дионисия. Выезжали навстречу ему за несколько сот верст для принятия благословения. И как писал сам Дионисий, были очень просты в обычаях и образе жизни – многому следовало бы у них поучиться. Семинаристы тоже очень любили отца Дионисия.
Прижизненный почитатель святителя так писал о нем: «Слава его миссионерских подвигов, совершаемых с истинным христианским смирением на далеких ледяных окраинах Севера, распространилась далеко за ее пределами. Не только русские, но и многие иностранцы искали случая увидеть святителя и убедиться воочию, что существует человек такого необыкновенного самоотвержения».
За свои многолетние труды в 1881году преосвященный был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии.
Святитель Дионисий относился подлинно по-христиански ко всем без исключения людям. И якуты и русские были искренне привязаны к нему, обращались к святителю не только с вопросами о вере, но и по семейным делам. Сам преосвященный Дионисий так писал об этом: «С одними поплачешь, с другими порадуешься. Так и коротаю век свой, как в родной семье».
12 декабря 1883 года Владыка был переведен на Уфимскую епископскую кафедру, где и находился почти до самой смерти.
Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение. Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.
Людей, подобных епископу Дионисию, мы вспоминаем с благоговением. Его подвижнический подвиг трудно переоценить. Надо помнить, что трудами таких святителей, созидалась церковь на нашей Земле, и верующие укреплялись в своей исконно православной вере.