Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Владыка Дионисий – просветитель Якутии

Дорогие друзья, сегодня мне хотелось бы рассказать вам об удивительном человеке, истинном подвижнике благочестия, проповеднике и просветителе.

В эти дни исполнилось 200 лет со дня рождения миссионера, первого правящего епископа обширной Якутской епархии, нашего земляка – Владыки Дионисия, в миру Дмитрия Васильевича Хитрова.

Будущий Владыка появился на свет в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в ноябре 1818 года.

Дмитрий Васильевич рано осиротел и остался без попечения родителей. С малых лет обучался грамоте у местного священника Тимофея Венцева. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище, где получил фамилию Хитров от названия родного села.

В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию.

После вступления в брак 22 января 1841 года вместе с супругой направился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона, а 6 апреля того же года — во священника Преображенской церкви города Якутска.

Пятнадцать лет (1841—1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев. В общей же сложности Дмитрий Васильевич отдавал себя служению Господу и людям в Якутии 43 года.

В автобиографии он пишет о том, что «каждый год совершал пути до 10 тыс. верст», посетив почти все приходы Верхоянского, Колымского и Якутского округов: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье».

Необходимость изучения якутского языка сразу встала перед молодым священником. Особенно после того, как его позвали к умирающему якуту, а он не смог принять исповеди, зная всего лишь несколько вопросов по-якутски. Больной не позволил позвать дьяка, хорошо знающего язык. Молодой человек плакал от отчаяния, потому что не понимал языка человека, уходящего в мир иной, и не мог принять исповеди. В эти дни он сделал очень верный вывод о необходимости знания языка своей паствы.

Прошло еще долгих семнадцать лет, в течение которых будущий епископ настолько овладел языком, что составил якутскую азбуку и грамматику. А также совершил переводы на якутский Нового Завета, Книги Бытия, Псалтири и еще целого ряда произведений религиозной литературы. Занимался их редактированием и изданием в столице.

1 августа 1859 года состоялось первое богослужение на якутском языке.

В 1858 году в Якутск с острова Ситха была переведена духовная семинария – кузница кадров духовной интеллигенции.

Возведённый в сан протоиерея, Дмитрий Васильевич занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.

После смерти супруги было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Синодом о возведении протоиерея Дмитрия в епископскую степень. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».

3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий.

9 февраля 1868 года в Благовещенске-на-Амуре был хиротонисан в епископа Якутского, викария Камчатской епархии. Хиротонию возглавил святитель Иннокентий (Вениаминов), являвшийся духовным наставником Дмитрия Васильевича.

В состав Камчатской епархии входили на тот момент обширные материковые области на Дальнем Востоке и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически состоял самостоятельным архиереем, принимая решения, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан.

С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом с титулом Якутский и Вилюйский.

Многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие множество людей, строил храмы, библиотеки, церковно-приходские школы, открыл 36 новых приходов.

В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу».

Став епископом, преосвященный Дионисий, как и прежде, много ездил.

Вот что он писал в дневнике о пятимесячной поездке в Колымский округ: «Солнце в зимнее время два месяца не является на горизонте. В зимнюю пору жестокие морозы…в межсезонье беспредельные пространства тающих болот и грязи, над которыми тучами кишат комары, оводы и другие насекомые. А также проливные дожди, наводняющие ручьи и реки». Гибли лошади, не выдерживая переправы через холодные реки. Некоторые люди, встречающиеся на пути, обманывали священника и приходилось голодать, другие наоборот – спасали от голода.

Надо сказать о том, что коренные жители очень любили преосвященного Дионисия. Выезжали навстречу ему за несколько сот верст для принятия благословения. И как писал сам Дионисий, были очень просты в обычаях и образе жизни – многому следовало бы у них поучиться. Семинаристы тоже очень любили отца Дионисия.

Прижизненный почитатель святителя так писал о нем: «Слава его миссионерских подвигов, совершаемых с истинным христианским смирением на далеких ледяных окраинах Севера, распространилась далеко за ее пределами. Не только русские, но и многие иностранцы искали случая увидеть святителя и убедиться воочию, что существует человек такого необыкновенного самоотвержения».

За свои многолетние труды в 1881году преосвященный был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии.

Святитель Дионисий относился подлинно по-христиански ко всем без исключения людям. И якуты и русские были искренне привязаны к нему, обращались к святителю не только с вопросами о вере, но и по семейным делам. Сам преосвященный Дионисий так писал об этом: «С одними поплачешь, с другими порадуешься. Так и коротаю век свой, как в родной семье».

12 декабря 1883 года Владыка был переведен на Уфимскую епископскую кафедру, где и находился почти до самой смерти.

Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение. Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.

Людей, подобных епископу Дионисию, мы вспоминаем с благоговением. Его подвижнический подвиг трудно переоценить. Надо помнить, что трудами таких святителей, созидалась церковь на нашей Земле, и верующие укреплялись в своей исконно православной вере.

13 ноября 2018
Мудрая Сова
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?