Дорогие друзья!
Сегодня на страницах нашего блога мне хотелось бы продолжить разговор о рязанских святынях.
От стен древних соборов Рязанского кремля открывается поразительно красивый вид на Спасо-Преображенский храм. Глядя на него, сразу понимаешь, почему он известен всем горожанам под названием «храм Спаса-на-Яру». Собор расположен над обрывом, на яру – крутом берегу реки Трубеж. Кажется, что он будто бы парит в воздухе – настолько легки и изящны его формы.
Спасо - Преображенский храм является настоящим украшением нашего города. Вокруг него разбит уютный и живописный сквер, перед службой звонят колокола. Можно присесть на скамейку и насладиться окружающей красотой.
Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.
В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к святыне, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.
В 1685 году во время пожара Спасо-Преображенская церковь сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием.
Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу – крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. Предки Ивана Вердеревского жили в XV-XVII вв. в Переяславле-Рязанском и были похоронены на бывшем Преображенском погосте. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.
До революции Спасо-Преображенский храм имел придел в честь девяти мучеников Кизических. Внутри храма в старинном иконостасе до 1917 года были древние иконы. В частности, у правого клироса Нерукотворный Образ Спасителя, тот самый, что был укреплён ещё на Спасской Башне деревянного Рязанского Кремля.
В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 320 мужчин и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание близ церкви, с западной стороны – сохранилось.
В 1890 году появилось закрытое крыльцо из кирпича, а справа и слева от колокольни были устроены подсобные помещения, в одном из которых уже в наше время разместилась крестильня. Здесь, едва ли не в единственном храме Рязани, взрослые могут креститься с полным погружением.
Храмы такого типа, как Спасо-Преображенский, строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания колонны, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными поясками и колонками. Вокруг оконных проемов – рельефные наличники.
В конце XIX века настоятелем Спасо-Преображенской церкви стал выпускник Московской духовной академии Евгений Петрович Мелехов, женатый на дочери бывшего священника этого храма Павла Степановича Миролюбова. При отце Евгении купола церкви и шатер колокольни были покрыты оцинкованным железом. С западной стороны колокольни вместо деревянного соорудили каменный тамбур. Тогда же устроены были новые полы и рамы в окнах, а также в очередной раз изменены алебастровые наличники окон.
В начальный период деятельности отца Евгения появились новые врата и каменная, с железной решёткой ограда. Отремонтировали отопительные печи и устроили вентиляцию. Стены храма внутри отделали под мрамор. А в нишах кокошников снаружи храма были изображены на жести лики русских православных святых.
Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В начале 1994 года здание церкви на правах аренды передали Рязанской епархии. А 19 августа того же года, в праздник Преображения Господня, его освятил управляющий Рязанской епархии архиепископ (позднее — митрополит) Симон (Новиков).
В восстановлении святыни существенную помощь оказывали рязанские казаки.
В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру). Этот храм называют еще и Казачьей церковью.
Теперь над входом в храм и справа от него расположены современные мозаичные иконы. Святыню восстанавливал выпускник Санкт-Петербургской художественной академии – протоиерей Сергий Чушкин, который был настоятелем храма на протяжении 20 лет – в 1994-2014 годах.
В храме неброские, и в то же время великолепные росписи, удивительный по красоте резной позолоченный иконостас, уникальность в каждой детали, исполненной вручную. Стены в храме оштукатурены без шпателя и имеют неровности, как это делали в XVII веке. Когда в мерцании свечей и лампад всматриваешься в лики святых, кажется, что они живые.
Нечасто можно увидеть в православном храме мозаичный пол с христианской символикой. Поражают деревянные иконы-скульптуры: Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца.
Далее не могу не привести высказывания рязанцев и гостей нашего города, побывавших в Спасо-Преображенским храме: «Очень красивые росписи (похоже на Дионисия), есть резные фигуры, необычные иконы. Были поздно и не во время службы, практически без освещения, только свечи. Покойно и укромно»;
«Много церквей я видела, но эта поразила меня своей какой-то фарфоровой красотой и нежностью. Приближаешься к ней - как будто свечка горит все ярче и ярче!»;
«Старинный храм. В таких местах вольно или не вольно задумываешься о душе, о вечном. Если хочется побыть наедине с Богом, это именно то место. Никакой суеты, ничего показного...»;
«Очень красивое и умиротворяющее место недалеко от Кремля…»
В заключение хочу сказать, что это один из самых любимых мною храмов. В храме очень покойно и красиво. Служащие храма приветливы, все вам расскажут, и подскажут.
И если вы там не были, то обязательно приходите! Найти храм очень просто: он расположен слева от входа в Рязанский кремль, рядом с памятником поэту Сергею Есенину.