Дорогие друзья, рада новой встрече с вами!
В феврале главным светским праздником является День защитника Отечества. В этом году февраль ознаменован еще одной великой датой - 75-летием победы советских войск под Сталинградом в Великой Отечественной войне.
Во все времена, в тяжелейшие моменты для нашей Родины, связанные с вторжением врага, люди просили защиты у чудотворных икон.
Чудотворная икона — в Православной церкви - иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера, чаще всего исцелений, помощи при пожаре и на войне.
Наиболее почитаемы в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская).
Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире. По преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.
Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом.
До сих пор иконы-защитницы стоят на страже нашей земли.
Тихвинская икона хранит северные пределы, Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская хранят нашу Родину с запада. На востоке ограждает российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Владимирской Божией Матери.Позвольте мне рассказать вам о трех из них.
Владимирская икона Божией Матери - одна из главных святынь православной церкви. Более шести веков она находится в Москве. Сколько видела эта святыня! Основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествие завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера…
Владимирская икона Божией Матери была прислана на Русь в 1131 году из Константинополя и поставлена в Вышгороде, в Девичьем монастыре. В одном из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы» — рассказывается о перенесении иконы из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским.
Образ везли в Ростов, но вдруг в 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159 году.
В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было Владимирскую икону перенести в Москву. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».
Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописи, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.
Смоленская икона Божией Матери является святыней Западной Руси.
В Греции икона прославилась множеством чудес, а в Россию образ попал в 1046 году: греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой в путь. Именно поэтому Смоленскую икону называют «Одигитрией» («Путеводительницей»).
По преданию, Смоленская икона также была написана апостолом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Это благословение, данное Богородицей, Западной Руси. Именно с запада часто приходили на Россию враги, и Смоленская икона всегда стояла на страже земли Русской. Смоленская Божия Матерь –защитила Смоленск от орд хана Батыя и явила свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года.
5 августа 1812 года, когда русские войска уходили из Смоленска, икону вывезли в Москву. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
26 августа, в день сражения при Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням. Перед отступлением из Москвы икона была перевезена в Ярославль.
После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.
Во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.
Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах.
В Смутное время в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдержали трехдневный пост и молились образу Богородицы.
Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божией Матери захватчики покинут столицу, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала икона Казанской Божией Матери.
Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву.
Казанская Божия Матерь пришла на помощь России и в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.
Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.
Разгром немцев под Москвой — также истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие из них пострадали от обморожения.
В 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской - Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии. Повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской — Александра Невского и Дмитрия Донского.
Настоящие чудеса во время войн, безусловно, были. А силу и доблесть русских воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы.
И у Рязанского края есть святые покровители и заступники. О них я писала в предыдущем посте. Это святитель Василий Рязанский и Феодотьевская икона Божией Матери, которая находится в Борисо-Глебском соборе.
Молитва перед иконами Божией Матери не раз спасала Россию.
Для всех православных христиан в иконах Божией Матери и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за мир.