Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

История, ожившая в камне

Дорогие друзья!

Сегодня на страницах нашего блога я хочу поговорить с вами о рязанских святынях, которых, к счастью, немало в нашем городе. Рассказ мой будет о самом древнем храме Рязани – церкви Бориса и Глеба на улице Сенной.

У этого прекрасного храма многовековая история. Датой его основания считается 1152 год. Такая запись значится в «Степенной книге». Эта книга была первой попыткой систематического изложения русской истории.

Борисо-Глебовым называлось укрепленное поселение у одноименной церкви. За прошедшие века место расположения храма фактически не изменилось — церковь каждый раз возводилась практически там же, где и прежде.

Борис и Глеб — первые русские святые.Они были единокровными братьями, сыновьями крестителя Руси князя Владимира. Борис являлся ростовским князем, а Глеб — муромским. По одной версии, они были убиты братом Святополком Окаянным, по другой — братом же Ярославом Мудрым в пылу борьбы за власть.

Бориса и Глеба считают небесными помощниками русских князей. В их честь построено множество храмов и монастырей.

История рязанского Борисо-Глебского собора переплетена с именем святителя Василия Рязанского, который жил во второй половине XIII века.Сначала он был епископом Муромским, где показал себя пастырем мудрым и добрым. Однако горожане заподозрили его в неправедных поступках. Как говорится в житии святителя Василия, «по сатанинским проискам его оболгали». Горожане готовы были даже убить святителя, но видя его смирение, дали ему возможность покинуть город. Он вышел к Оке, расстелил свою мантию и за шесть часов добрался на ней против течения до Старой Рязани. Позднее, после окончательного разрушения древней столицы Рязанского княжества, он вновь на мантии по Оке и Трубежу добрался до Переяславля-Рязанского.

Остановился святитель именно в Борисо-Глебской церкви. Церковь Бориса и Глеба с этого времени стала соборной. В народных легендах сохранились некоторые подробности встречи святителя Василия у церкви. Рассказывалось, что привёз он с собой из Старой Рязани два колокола. Один из них сорвался во время разгрузки и упал в Трубеж. Там он, якобы, и остался. Поговаривают, что теперь этот колокол гудит под водой, когда раздается благовест на колокольне Борисо-Глебского храма.

Похоронен святитель Василий Рязанский в этом же соборе. Спустя три столетия его мощи были обретены нетленными. Случилось это в 1609 году при архиепископе Феодорите, который известен тем, что возглавил посольство Земского собора, пригласившего на царство Михаила Фёдоровича Романова. Мощи святителя были перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Они были положены под спудом на левом клиросе возле иконостаса. В 1909 году была совершена попытка второго обретения мощей. Но, по преданию, из-под плит сначала потекла вода, а затем вырвался столб огня. От повторного обретения мощей было решено отказаться.

Сейчас на месте первого захоронения святителя Василия Рязанского установлена памятная плита. Расположена она за пределами храма, хотя похоронен он был внутри. Связано это с тем, что во время одной из перестроек церкви её немного сдвинули.

Рядом с памятником святителю Василию находится ещё один такой же. Он посвящён святому блаженному Василию Кадомскому.

В XIX веке не нашлось бы ни одного рязанца, который не знал бы Василия Петровича Кадомского. Он родился в 1776 году в селе Шехманово в семье обедневших дворян. Овдовев, его отец перебрался в Рязань, дав детям домашнее образование. Василий Петрович был старшим сыном, ему прочили военную карьеру, но судьба распорядилась по-иному. Часть, где он служил, была расквартирована в Киеве, что дало Василию Петровичу возможность часто посещать Киево-Печерскую лавру. Затем он оставляет службу, возвращается в Рязань и принимает на себя подвиг юродства.

Горожане считали его словам пророческими, а поступки достойными святого. В народе его часто называли «божиим казначеем», так как всё, что люди давали ему, он передавал больным и бедным. Сам ходил в одном хлопчатобумажном халате поверх холщовой рубахи, ел очень мало. Но о других не забывал. Сохранилась история о том, как Василий Кадомский взял у одного из купцов крупную сумму денег. Тот послал своего человека проследить, для чего же понадобилась блаженному такая сумма. Василий Петрович отнёс её в дом бедной старушки, у которой было двое внуков. Она рассказала следившему за блаженным человеку, что Кадомский сам узнаёт, когда их семья находится на грани голодной смерти и всегда приходит с помощью. Блаженный Василий часто ночевал у известных рязанских купцов Рюмина или Батракова, которые очень уважали и любили его. Скончался он в 1848 году в доме Батракова и был похоронен на Лазаревском кладбище в Рязани. Могила блаженного Василия Кадомского стала местом постоянного паломничества горожан. В 1995 году его останки перенесли с кладбища к Борисо-Глебскому собору и перезахоронили рядом с памятником святителю Василию Рязанскому.

В 1997 году Василия Кадомского канонизировали, мощи перенесли в собор и поставили памятник рядом с памятником святителю Василию. В 2001 году мощи перенесли в храм во имя святого Лазаря.

Борисо-Глебский собор оставался кафедральным вплоть до двадцатых годов XVI века. В 1513 году та часть Переяславля, где располагался храм, была разорена в результате очередного нашествия татар.Собор находился в плачевном состоянии. В 1522 году в Рязань назначили епископа Иону II. Он перенёс архиерейскую кафедру в Успенский (Христорождественский) собор Рязанского кремля. А разрушенный храм решили отстроить вновь.

В следующий раз храм разрушили запорожцы гетмана Сагайдачного в 1618 году.Его двадцатитысячное войско должно было объединиться с армией польского королевича Владислава, претендовавшего на московский трон. До Переяславля войско Сагайдачного дошло, предварительно разорив несколько крепостей, включая Скопин и Ряжск. В Переяславле-Рязанском нападение удалось отбить. Осажденные в Рязанском кремле люди молились чудотворной Феодотьевской иконе Божией Матери.

Считается, что именно она защитила город и помогла дать достойный отпор врагам. Сердце Рязани запорожцам взять не удалось, а окрестные укрепления они разрушили до камня. После этого войско Сагайдачного двинулось на Михайлов. Два дня длился приступ, так ничем и не окончившийся. Через несколько дней Сагайдачный решил повторить попытку. Жители города начали готовиться к осаде. При этом они на глазах у своих врагов совершили крестный ход по стенам крепости, показав свою решимость. Когда запорожцы начали штурм, михайловцы через тайный лаз ринулись в тыл врага, нанеся им значительный урон. После второй неудачной попытки Сагайдачный ушёл от города. Неудачи у Переяславля-Рязанского и Михайлова сильно подорвали дух его войска.

Борисо-Глебский собор после набега Сагайдачного сильно пострадал. Каменная церковь развалилась. Рядом с руинами два года спустя возвели деревянную. А в конце XVII века начали строить новый каменный храм. Подряд получил зодчий Яков Григорьевич Бухвостов. Позднее он же построит Успенский собор Рязанского кремля. Строительные работы по возведению нового здания Борисо-Глебской церкви пришлись на 1686-1687 годы. До наших дней в основе своей дошло именно это здание.

XX век открыл новую страницу в истории Борисо-Глебского собора. 12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно - реставрационные работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными.

Также был отреставрирован весьма редкий иконостас XVIII века.
В левом приделе храма установлен иконостас из фаянса.Он появился в соборе только в середине XX в., когда храм возобновил работу после закрытия. В церковном дворе был построен крестильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского.

В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от других храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божественные литургии. По воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы.

В Борисо-Глебском соборе всегда особо почитаемыми были намоленные святыни храма – Феодоровская, Корсунская, Казанская, Феодотьевская иконы Божией Матери, образ святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Молебны перед чудотворными иконами совершаются ежедневно.

Борисо-Глебская церковь поистине называется жемчужиной архитектуры и является настоящим духовным сокровищем. Это старейший храм края, который хранит множество тайн. Сюда едут паломники со всей России и из-за рубежа, чтобы поклониться местным святыням и узнать настоящую историю Рязанской земли.

29 января 2018
Мудрая Сова
Это интересно
Самые, самые… домашние кошки
Первое письменное упоминание о домашних кошках относится ко II тысячелетию до н. э., когда в Древнем Египте для охраны зернохранилищ от грызунов стали широко применяться кошки. В настоящее время в мире насчитывается около 600 млн домашних кошек, выведено около 200 пород. И вот некоторые из них. Манчкин Это не просто кошка. Это еще и чудо природы, которому не перестаешь удивляться, даже…
Самые, самые… бабочки
Бабочка - одно из красивейших созданий, сотворённых природой. Ни про одно существо на Земле не сложено столько совершенно разных и поэтических легенд, преданий и мифов, как о бабочке. Почти все античные персонажи увековечены в названиях бабочек с легкой руки Карла Линнея и других авторов. Аполлон, атлас, махаон, феб, артемида, мнемозина, сатурния... Ученый из Австралии Габреро создает атлас…