![](/uploads/editor/images/image-m3id5173-0.jpg)
![](/uploads/editor/images/image-m3id5173-1.jpg)
Эта покаянная молитва Ефрема Сирина особенно выделяется среди песнопений и молитв Великого поста. Её ежедневно читают в храме и дома и преклоняют колени в усердном молении.
Основная наша беда – любовь к праздности. Мы привыкли считать, что это не грех, оправдываемся усталостью. Однако, чем чаще мы проводим время в праздности, тем меньше сил и желания сдвинуться с мёртвой точки. Отсюда праздность - корень всех грехов, потому что отравляет стремление к духовной жизни у самых её истоков. Праздность рождает отчаяние, уныние, а ведь это величайшая опасность для души. Унывающий теряет надежду, живёт безрадостно, всё и всех видит в плохом свете.
Праздность и уныние рождают ещё один грех – любоначалие. Кажется парадоксом, что унывающий человек может стремиться к власти. Однако поиски смысла жизни свойственны всем. Но не направленная к Богу душа стремится восполнить то, чего не хватает ей за счёт других. Человек становится сам себе хозяин, все приоритеты расставлены с точки зрения личной выгоды, личного удобства. Остаётся одно желание – заставить подчиниться себе других. Кто не способен командовать и властвовать, тот получает удовольствие от унижения других, ранит безразличием, презрением, неблагодарностью.
Празднословие – то, чем мы грешим не только ежедневно, но и ежеминутно. Дар слова – это высший дар Бога человеку. В Евангелие сказано: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Пословица говорит: «Словом можно убить, словом можно воскресить». А это значит, что произнесённое слово может открыть нам Бога, а может приблизить и к дьяволу. Когда слово подкрепляется духом праздности, уныния, любоначалия, оно перестаёт быть благословенным Богом и являет собой ложь.
Итак, первая часть молитвы – крик из глубины душио о своей греховности и беспомощности. Вторая часть – мольба к Богу о помощи.
Целомудрие – свойство целостной человеческой личности, противоположность праздности. Целомудренный человек сумеет направить свои силы к ясно видимой им цели и знает ценность всего.
Именно целомудрие рождает смирение. Смирение – это редкое свойство души, оно рождается от умения не только видеть правду, но и жить по правде, видеть всё как есть, испытывать любовь и доброту ко всем.
Не имея смирения невозможно приобрести терпение. Грешный человек не способен видеть всё в истинном свете, он скор на суд и осуждение, считает единственно правильным своё мнение. Но чем ближе мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. Открываются наши глаза, и мы видим себя, своё истинное лицо, понимаем, насколько Бог снисходительно относится к нам. Это помогает нам быть более терпеливыми к жизненным обстоятельствам и, главное, к другим людям.
И, наконец, главное, что от нас ждёт Господь – это любовь. Что является признаком того, что мы приблизились к этому чувству? Первое - способность видеть свои грехи, второе – не осуждать других. Одно без другого бессмысленно. Кто не умеет не осуждать, тому близок лютый враг человека – гордость. Святитель Василий Великий сказал «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого». «Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя». Именной такой любви просим мы у Бога в молитве преподобного Ефрема Сирина.
Молясь Великим Постом молитвой Ефрема Сирина, мы просим помощи в борьбе со своими грехами, просим указать духовный путь, размягчить своё сердце. Эта коротенькая молитва помогает увидеть наше истинное лицо и понять чего ждёт от нас Господь.
![](/uploads/editor/images/image-m3id5173-2.jpg)