Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

«Пою Богу моему, дондеже есмь»

К 210-летию со дня рождения композитора духовной музыки, уроженца Рязанской губернии, протоиерея М.А. Виноградова

«Пою Богу моему, дондеже есмь» - в переводе с церковнославянского «Восхваляю Господа в песнях, пока я жив».

Дорогие друзья!

На страницах нашего блога мне хотелось бы рассказать вам о человеке, чьи духовные произведения еще в начале прошлого века ежедневно исполнялись во всех церквях российской империи. Сегодня его сочинения поют во многих приходах России, а на Рождество и Пасху - в православных приходах США, Европы и Австралии, правда, не всегда зная о том, кто их автор.

Автором же их является уроженец Рязанской губернии, композитор духовной музыки, протоиерей Михаил Александрович Виноградов. В этом году исполняется 210 лет со дня его рождения.

Михаил Александрович Виноградов родился 21 ноября 1809 года в семье отца Александра Виноградова, священника храма в родовом имении Скобелевых села Заборовского Ряжского уезда Рязанской губернии. Отец Александр был дружен cИваном Никитичем Скобелевым, дедом героя Русско-турецкой войны, генерала Михаила Дмитриевича Скобелева.

Миша Виноградов обучался сначала в Рязанской, а затем Тверской духовной семинариях. В годы обучения, имея хорошие вокальные данные, изучал духовную музыку. Будучи мальчиком, был взят в архиерейский хор. Развитию музыкальных талантов Виноградова способствовал архиепископ Сергий (Крылов-Платонов), известный особой любовью к пению. Вскоре Миша Виноградов становится помощником регента (регент – дирижер церковного хора).

С 1827 года (ему всего 18 лет), он выполняет послушание регента Рязанского архиерейского хора, который постоянно находится в Санкт-Петербурге. Там Виноградов имел возможность встречаться с выдающимися композиторами духовной музыки. Был близко знаком с протоиереем П. Турчаниновым, русским офицером, композитором и дирижером А. Ф. Львовым, пред которым, особенно преклонялся, советами которого часто пользовался и находился под непосредственным влиянием его духовно-музыкального творчества. К слову, Алексей Фёдорович Львов автор музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (на стихи Василия Андреевича Жуковского).

Существует такой рассказ про М. А. Виноградова. В бытность Михаила Александровича в Санкт-Петербурге, он был приглашен на репетицию А. Ф. Львовым — директором Санкт-Петербургской певческой капеллы, и слушал пение самого А. Ф. Львова, дирижировавшего своим хором. В антракте А. Ф. Львов сходит с эстрады, подходит к М. А. Виноградову и спрашивает его: «ну, как, отец Михаил, нравится Вам пение моего хора»? «Хор спел очень хорошо», отвечает на это Виноградов. «Нет,— говорит на это А. Ф. Львов,— по выражению Вашей физиономии, я заключаю, что Вам, что-то в моем пении не понравилось. Вы станьте на эстраду сами и пропойте то, что я пел с моим хором! Мой хор Вас поймет...». Протоиерей М. А. Виноградов встал на эстраду и пропел с хором то, что пред этим пел Львов. Когда после этого отец Михаил сошел с эстрады, Львов был так тронут его пением, что обнял Виноградова, крепко расцеловал его и сказал: «ну, лучшаго преемника я не желал бы себе!...»

Следует особо отметить, что музыкальное творчество М.А. Виноградова современники оценили по достоинству. Первые граммофонные записи композитора духовной музыки были записаны совместно с произведениями таких знаменитостей, как Н. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский.

Внешне Михаил Александрович выглядел тщедушным и изможденным. Более 30 лет каждую осень и каждую весну он подвергался приступам лихорадки, врачи предполагали, что он болен чахоткой.

В 1832 году протоирей Виноградов присутствовал при открытии мощей святого Митрофана Воронежского, и тогда же получил чудесное исцеление от своего недуга. «Меня, – вспоминал он, – почти насильно взял с собою преосвященный Григорий в Воронеж, куда едва живым доехал, а возвратился домой здоровым».

В ноябре 1834 года Михаил Виноградов был рукоположен архиепископом Евгением (Казанцевым) в чин диакона кафедрального Христорождественского собора. 31 мая 1843 года святителем Гавриилом (Городковым) хиротонисан в чин священника рязанской Благовещенской церкви.

16 января 1845 года переведен в Борисо-Глебский храм города Рязани. Кроме того, в течение 12 лет с 1845 по 1857 год находился на должности священника при церкви Рязанского Тюремного замка. Ближайшее окружение видело, что правилами жизни священника Михаила Виноградова были терпение, смирение и любовь. Вся его жизнь прошла в усиленных трудах, была непрерывным подвигом. Ежедневно рано утром он, превозмогая недуги, он шел в храм на молитву. В холерные годы стойко переносил карантин вместе со всей архиерейской свитой. За особенное усердие при сборе пожертвований в пользу бедных духовного звания, пострадавших в холерном 1848 году, святитель Гавриил (Городков) объявил ему «благословение с дозволением показывать в послужном списке». В том же году, «за особенное усердие, оказанное им в сборе пожертвований в пользу вдов и сирот», святитель Гавриил объявил ему «признательность», также «с дозволением показывать в послужном списке».

На основании Манифеста от 28 августа 1856 г. отец Михаил Виноградов был награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853 – 1856 гг.; 17 апреля 1857 г. награжден скуфьей (головной убор православного духовенства); в 1862 г. – камилавкой (также головной убор); в 1867 – наперсным крестом.

Не отличаясь здоровьем, Михаил Александрович вовсе не хотел жениться, но рязанский архиерей, боясь, что такой талантливый регент уедет из Рязани, предложил ему жениться на дочке священника Борисоглебского собора, отца Павла Федоровича Благовещенского - Екатерине Павловне, по матери - грузинской дворянке. От их брака родилось пятеро детей.

После смерти супруги в 1861 году М.А. Виноградов вел очень скромную жизнь. В 1885 году Михаил Александрович отпраздновал 50-летие своего священнослужения. В 1886 - был сопричислен к ордену Святого Владимира 4 степени, еще ранее получил все награды до дворянского ордена включительно, что стало основанием для получения Виноградовыми потомственного дворянства.

Протоиерей Михаил всю свою жизнь священствовал в Рязани - в церкви святого Благовещения, в Борисоглебском соборе, был ключарем кафедрального Успенского собора, настоятелем церкви св. Екатерины, где поставил 5-ярусный, сплошь золоченый иконостас, а вокруг церкви кирпичную ограду с железными решетками и воротами. С 1876 по 1879 годы — член Попечительства о бедных духовного звания. 23 апреля 1878 года получил сан протоиерея.

Рязанцы протоиерея Михаила знали как благотворителя, особенно в годы его служения в храме во имя великомученицы Екатерины. К тому времени одинокий, он вел жизнь скромную и отличался глубоким смирением. Все его средства шли на помощь бедным. Многие прихожане получали от него ежемесячное жалование. Он помогал бедным учащимся, облегчал нужды сельчан-погорельцев. Дела благотворительности старался делать тайно. Перед смертью говорил сыновьям, Василию и Павлу: «Не думайте, чтобы после меня остались большие средства, – все, что я получал, я пускал по белому свету».

В 1887 году протоиерей Михаил был вызван в Москву, где хор московских синодальных певчих чествовал композитора исполнением его сочинений и где состоялся в его честь обед. Тогда же был сделан его фотопортрет в рост и поставлен в конференц-зале Училища синодальных певчих. В декабре того же года по собственному прошению был уволен за штат.

Последние 17 лет все свободное от пастырских трудов время отец Михаил посвятил переложению на ноты духовных песнопений для церковных богослужений. «Протоиерей Михаил Виноградов использовал дарованный ему Богом талант для того, чтобы в своих произведениях прославлять Творца. И хотя при жизни он не имел шумной славы и не стремился к ней, память о нем жива – прежде всего, в его произведениях, каждая строчка которых дышит верой и устремляет душу любого слушателя в незримые высоты молитвы к Создателю».

Отличительные черты духовно-музыкальных произведений М. Виноградова – простота, выразительность, молитвенное настроение, господство текста над музыкой, подчинение музыкального ритма словесному, отсутствие сольного пения и внешних эффектов, красивые пассажи и выразительная гармония. Легкость и доступность исполнения небольшими хорами — были причиной широкой популярности произведений протоиерея М.А. Виноградова.

Перед смертью Михаила Александровича, обер-прокурором Священного Синода К.П. Победоносцевым была прислана телеграмма на имя архиепископа Рязанского Феоктиста (Попова): «Прошу исполнить все предсмертные желания умирающего духовного композитора М.А. Виноградова». Скончался выдающийся протоирей Михаил Виноградов 12 февраля 1888 года. На погребение Михаила Александровича была командирована особая депутация из Московской синодальной капеллы со специальным поручением - в знак особых заслуг «возложить лавровый венок на гроб почившего».

Похоронен отец Михаил на Лазаревском кладбище Рязани близь алтаря, рядом с местом захоронения его супруги, Екатерины Павловны, а также их детей и родных. На могиле композитора стоит скромный мраморный памятник с надписью: «Пою Богу моему, дондеже есмь».

Талант и голос (редкий драматический высокий тенор) полностью унаследовал правнук М.А. Виноградова - Николай Николаевич Озеров, оперный певец Государственного Академического Большого театра СССР. Впоследствии, другой Николай Николаевич Озеров – теперь уже сын певца, стал всенародно любимым спортивным комментатором.

54 года в священном сане, из них 44 отец Михаил состоял регентом архиерейского хора и при этом, как писали о нем газеты того времени «он скромен был и сам в себе и в образе жизни своей». Талантливейший композитор – им написаны 37 духовных музыкальных произведений, обработано множество древних церковных распевов, гармонизаций.

До 1917 года в России не было храма, в котором не исполнялись бы его знаменитые «Милость мира», «Взбранный воеводе», херувимские, пасхальный концерт «Ныне вся исполнившася света» и другие сочинения. Его творчество высоко ценили директор Придворной певческой капеллы А.Ф. Львов, композитор М.И. Глинка, его приглашали регентовать в Исаакиевском соборе, служить в Санкт-Петербурге, но отец Михаил не покинул родную Рязань.

Портрет М. А. Виноградова находится в Рязанском музее, его фисгармония цела до сих пор и находится в Троице-Сергиевой Лавре, куда была передана семьей Марии Михайловны Толеровой.

20 января 2017 года в Иоанно-Предтеченском храме Рязанского кремля состоялась церемония передачи в Рязанский церковный музей «Древлехранилище» собрания произведений духовного композитора, протоиерея Михаила Виноградова.

Достоянием музея стали копии сочинений композитора, диск с записями хоров, исполняющих некоторые его произведения в 1901-1903 годах (из Российского государственного архива фонодокументов), фото фисгармонии и другие документальные свидетельства, связанные с жизнью и творчеством М.А. Виноградова.

«Все это богатство собрал его праправнук Михаил Алексеевич Виноградов, работая в музыкальном отделе Российской государственной библиотеки. В результате кропотливых трудов он сумел собрать многие из сохранившихся произведений своего знаменитого прапрадеда, изданных в 1870-1875 гг. фирмами Юргенсон и Гутхель, и подготовить их к передаче в Рязанский церковный музей.

С музыкальными произведениями, переданными в Рязанский церковный музей, теперь может ознакомиться любой человек, интересующийся творчеством известного композитора, а регенты церковных хоров и певчие смогут их использовать в своей певческой практике».

В самой Рязани в течение восьми лет, с 2006 по 2014 год, проводились фестивали духовной музыки, посвященные памяти протоиерея Михаила Виноградова.

Протоиерей Михаил Александрович Виноградов был наделен необыкновенным дарованием, каким природа наделяет далеко не каждого. Это дарование сделало его духовные произведения известными и любимыми не только на Рязанской земле, но и далеко за ее пределами.

«Он был отличный знаток церковного пения, искуснейший заправитель певческих хоров и один из даровитых церковных композиторов».

20 ноября 2019
Мудрая Сова
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?