Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Михайловский богослов (к 265-летию со дня рождения И.И.Дмитриевского)

Дорогие друзья!

Рада новой встрече с вами! Сегодня мне хотелось бы продолжить рассказ о служителях православной церкви, рожденных на Рязанской земле.

Одним из таких людей является историк, ученый-богослов, переводчик Иван Иванович Дмитриевский. В этом году исполняется 265 лет со дня его рождения. Обычно в постах мы размещаем портреты тех, о ком пишем, но к сожалению портретов И.И. Дмитриевского я не нашла, возможно они просто не сохранились.

И.И. Дмит­риев­ский ро­дил­ся в 1754 году в уездном городе Ми­хай­ло­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в семье про­то­и­е­рея Иоан­на Тро­фи­мо­ви­ча Дмит­ри­ев­ско­го. Поэтому нет ничего удивительного, что он пошёл по стопам отца и поступил в Рязанскую духовную семинарию. Там он учился с 1764 по 1766 год. Окончив семинарию, И.И. Дмитриевский углубил свои знания, пройдя годовой курс обучения в Москве в Славяно-греко-латинской академии, где у него открылся талант к сочинению духовной музыки. В это же время Иван Иванович пел в архиерейском хоре.

После учёбы И.И. Дмитриевский вернулся в Рязань, где с 1778 года «был определен» учителем в духовную семинарию. Преподавал семинаристам греческий и еврейский языки, а позднее - риторику и философию. Кроме того, служил регентом (дирижером) архиерейского хора и обучал будущих церковных пастырей составлять проповеди. Далее Иван Иванович трудился в разных духовных учреждениях.

Так в 1779 году И.И. Дмит­риев­ский по­сту­пил на служ­бу кан­це­ля­ри­стом в Ря­зан­скую ду­хов­ную кон­си­сто­рию, где занимался подготовкой и оформлением документов. Духовная консистория – «есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд…». Через четыре года Иван Дмитриевский в чине губернского секретаря получит там же штатную секретарскую вакансию. В октябре 1788 года его возьмут переводчиком в Синод.

Внимания заслуживают труды И.И. Дмитриевского, как ученого-богослова. В нашем родном городе в 1780 году он пе­ре­водит с гре­че­ско­го языка на русский «По­сла­ние к ко­рин­фя­нам», при­пи­сы­ва­е­мое папе Клименту I. Пер­вый пе­ре­вод был напечатан в 1781 году в Москве у знаменитого журналиста и издателя Николая Ивановича Новикова.

И.И. Дмитриевский увлеченно изучает жизнь и деятельность греческого оратора Исократа. В Петербурге он об­ра­щается к Екатерине Романовне Дашковой, занимавшей в то время пост директора Петербургской Академии наук, с прось­бой опуб­ли­ко­вать под­го­тов­лен­ный им пе­ре­вод трех политических «речей» Ис­о­кра­та Афин­ско­го для того, чтобы из­да­ние могло слу­жить учеб­ным по­со­би­ем для семинаристов. К пе­ре­во­ду Иван Иванович при­ло­жил биографию Исократа. Книга была на­пе­ча­та­на Ака­де­ми­ей наук и издавалась еще не один раз при жизни автора. Позднее была дополнена его сыном Михаилом Дмитриевским.

Вскоре новым местом жительства Ивана Дмитриевского стала Тамбовская губерния, где в Духовной консистории он получил должность секретаря. Несколько лет спустя И.И. Дмитриевский ходатайствует о своём переводе в Москву, однако в 1799 году его заподозрили во взяточничестве и уволили из Синода. Он вынужден работать экспедитором на Тамбовском почтамте, сопровождая перевозку почты.

Всё же вскоре Ивану Дмитриевскому удается попасть в Москву. Он учительствует сразу в двух местах — Универсальной гимназии и Московском благородном пансионе. Преподает этимологию и латинский синтаксис. Студенты характеризовали его как начитанного и эрудированного педагога.

Русский историк, археолог и искусствовед Иван Михайлович Снегирев – ученик И.И. Дмитриевского, в воспоминаниях характеризовал своего учителя как «сведущего богослова, археолога (ценителя древностей) и знатока греческого языка…», а в бытовом отношении, как тип «старинного семинариста»: «… среднего роста, с старомодною прическою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребёнок».

В 1804 году И.И. Дмитриевский уходит с должностей, получив чин титулярного советника, а спустя год становится коллежским ассесором. По-видимому, получению чина коллежского ассесора способствовал успех его историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию», поднесенного императору Александру I. Литургия – это главное церковное богослужение, во время которого совершается таинство Святого Причастия. Исследования и толкования Дмитриевского были с интересом приняты духовенством. Этот труд Ивана Ивановича выдержал множество переизданий.

К 1803 году Дмит­риев­ский за­вер­шил также «Ис­то­ри­че­ское и юри­ди­че­ское разыс­ка­ние о бра­ках…», остав­ше­е­ся неиз­дан­ным, хотя он и об­ра­щал­ся за цен­зур­ным раз­ре­ше­ни­ем на пуб­ли­ка­цию в Де­пар­та­мент на­род­но­го про­све­ще­ния.

С 1807 года Дмит­риев­ский на­хо­дил­ся в от­став­ке и с огром­ным се­мей­ством жил в при­об­ре­тён­ной им де­ре­вень­ке Гололобово Коломенского уезда Московской губернии.

К 1820 году Дмитриевские переехали в Рязань. Скончался Иван Ива­но­вич Дмит­риев­ский 5 ап­ре­ля 1823 года, по­хо­ро­нен на Лазоревском кладбище.

Иван Иванович Дмитриевский был умным, образованным, но вместе с тем простым и добрым человеком. Его талант сверкал множеством граней: композитор духовной музыки, знаток языков, эрудированный преподаватель, ученый-богослов, труды которого актуальны и по сей день. И я рада, что у меня была возможность на страницах блога рассказать вам о нашем замечательном земляке – «гордости земли Рязанской».

14 июня 2019
Мудрая Сова
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?