Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

«Макаренко восхищались, Макаренко ниспровергали – не было только равнодушия»


В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов 20 века. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и продолжает переиздаваться за рубежом большими тиражами. В Японии идеи педагога применяют не только для воспитания детей, но также в управлении корпорациями. В Германии специально для изучения трудов Макаренко создана лаборатория «Макаренко-реферат». На родине же наследие педагога и писателя долгое время было не заслуженно забыто. В наше время большинство ассоциирует Макаренко со словами «беспризорники» и «трудовая колония», не зная, какой поистине героический подвиг совершил этот неприметный с виду человек.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1988 года в Белополье. Отец, Семен Григорьевич, работал в железнодорожных мастерских и слыл человеком неразговорчивым и мрачным. Мать, Татьяна Михайловна, происходила из обедневшего дворянского рода. Она, напротив, была шутницей и «легким» человеком. Татьяна Михайловна занималась воспитанием детей и домом.

Антон родился раньше срока и в детстве часто болел. Он заговорил очень рано, а вот ходить начал лишь в полтора года. В семье Макаренко росло четверо детей: старшая Александра, Антон, Наталья и Виталий. Воспоминания младшего брата стали главным источником информации о детских годах Антона... «Если для нас жизнь раскрывалась как чудесное видение, то для Антона его детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий. Нос его всегда был опухшим и красноватым, а в холодную погоду делался просто пунцовым, что тоже печалило его ужасно».

Читать будущий писатель научился в пять лет и буквально «проглатывал» все книги, находившиеся в домашней библиотеке. Его одинаково интересовала и астрономия, и естественные науки, и художественная литература. Книги стали лучшими друзьями невысокого, слабого мальчика. В 1895 году он поступил в начальную школу, где выделялся своими знаниями.

Когда Антону исполнилось 11 лет, семья переехала в небольшой город Крюков под Кременчуг, где мальчик продолжил свое образование в Кременчугском городском реальном училище. По воспоминаниям Макаренко, отец дал понять сыну, что социальный статус семьи не соответствует уровню учебного заведения и, чтобы учиться в нем, нужно стать отличником. «Реальное не для нас строили, а ты покажи им. Принесешь четверку,… лучше не приноси». Антон не подвел – учился только на пятерки. Он отличался феноменальной памятью и энциклопедическими знаниями по многим предметам. Если с учебой все ладилось, то в дворовых детских играх неуклюжий мальчик, страдающий сильной близорукостью, часто становился мишенью для насмешек и издевательств.

В 1904 году Макаренко окончил училище и поступил на педагогические курсы в Кременчуге. Через год он получил звание народного учителя и в 17 лет стал преподавателем железнодорожного двухклассного училища при заводе, где работал его отец. В училище он вел все дисциплины, кроме Закона Божия, так что энциклопедические знания молодого педагога оказались очень кстати.

В 1911 году Антон Макаренко переехал на станцию Долинская, где также работал учителем. Продолжая образования, в 1914 году Антон стал студентом Полтавского учительского института. Все свободное время он посвящал самообразованию, выписывал книги и журналы из Петербурга по почте. В художественной литературе Макаренко больше всего ценил творчество Максима Горького, Леонида Андреева и Кнута Гамсуна. Будучи студентом, Антон и сам пробовал свои силы в писательстве. Но отправленный Максиму Горькому рассказ «Глупый день» был раскритикован именитым писателем, что на долгие годы охладило пыл начинающего литератора.

Первая мировая война и революция почти не коснулись Макаренко. В 1916 году его призвали в армию, но из-за слабого зрения и благодаря содействию брата Виталия он был демобилизован. Три года, с 1917 по 1919, Антон Макаренко работал заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить «колонию для дефективных». После войны и революций в стране были большие проблемы с детской преступностью. По разным данным, на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников, занимающихся попрошайничеством, воровством и грабежом. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в колонии для перевоспитания. Руководителем одного из таких заведений и стал 32-летний Антон Макаренко.

В селе Ковалевка под колонию было отдано полуразрушенное здание, руководителю выделили несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами. Педагогический штат состоял из трех учителей, двое из которых были женщины, и завхоза. Первые подопечные оказались крепкими, достаточно взрослыми ребятами с криминальным прошлым. Макаренко признался, что стандартные методы воздействия с такими воспитанниками не работают.
«Я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время… с одним хулиганом нельзя управиться!»
Силовой метод тоже не подходил. И тогда Макаренко решился на отчаянный шаг, доверив одному из воспитанников, Семену Калабалину, обладающему большим авторитетом среди товарищей, съездить в город за деньгами для колонии. Парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и справился с заданием. Впоследствии Калабалин стал главным соратником своего наставника.

Макаренко сформулировал 4 основных принципа устройства колонии: уважение, ощущение дома, труд и дисциплина.
Педагог решил поделить воспитанников на группы, чтобы в каждой был баланс «хороших» и «плохих». При поступлении детей их досье и старая одежда демонстративно сжигались, как бы показывая, что прошлое остается позади, впереди – новая жизнь. И какая она будет, зависит только от них. Педагог прививал воспитанникам мысль, что колония – это дом, и они здесь хозяева, за все, что происходит в доме, только они несут ответственность. Порвут одежду – будут мерзнуть, не будут выращивать овощи – останутся голодными.
Педагоги были не врагами, а помощниками. Когда коллектив стал сплоченным, ребятам доверили самоуправление, что давало ощущение самостоятельности.
Дисциплину поддерживал режим и ежедневные ритуалы. Макаренко строго следил за гигиеной и внешним видом подопечных. Он сам отличался чистоплотностью и аккуратностью, этого требовал и от других.
И, конечно, труд был основой системы Макаренко. Но только такой труд, при котором виден результат. Педагог разделял цели по времени достижения на близкие перспективы, средние и дальние и считал, что каждый должен понимать, для чего они что-то делают, какую пользу приносят.

Через некоторое время новая методика начала давать результаты.
Жизнь и быт в колонии наладился. Колонисты арендовали мельницу, завели свинарню, выполняли работы в кузнице. Кроме труда в воспитании подопечных Антон Макаренко большую роль отводил книгам. В колонии с первых дней была образована библиотека, организовано чтение вслух. На воспитанников сильное впечатление произвело творчество Горького. Биография писателя, вышедшего из народа, поразила детей: «Значит, выходит, Горький вроде нас?»
Коммуне неофициально присвоили имя любимого писателя – Максима Горького. Колонисты переписывались со своим кумиром, отправляя ему письма на манер Ваньки Жукова, и маститый автор отвечал им.

Это, наверное, и спасло Макаренко, обвиненного в применении к воспитанникам физической силы.
В 1927 году, благодаря протекции Горького, Антон Макаренко был переведен в Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь педагог установил такие же порядки, что и на прежнем месте работы. В коммуне была организована школа, сельскохозяйственные угодья, завод по выпуску фотоаппаратов «ФЭД». Юные воспитанники самостоятельно изготавливали все детали, включая высокоточные линзы. Предприятие было не только рентабельным, но и приносило государству хороший доход. Ребята получали зарплату на сберкнижку и к совершеннолетию становились состоятельными людьми с профессией. Ратуя за эстетическое воспитание, Антон Макаренко создал театральную труппу, собственный оркестр и оранжерею.

И хотя система Макаренко соответствовала принципам марксизма-ленинизма, в 1930-х годах ее признали «несоветской» и фактически запретили.
Макаренко получил новое назначение в центральный аппарат НКВД на должность помощника начальника отдела трудовых колоний. Он понял, что заниматься педагогической деятельностью ему не дадут, и сосредоточился на литературе. После выхода в свет «Педагогической поэмы», работа над которой длилась почти семь лет, Антона Макаренко приняли в Союз писателей. Но его литературный труд также подвергся критики, посыпались доносы. Спасаясь от недоброжелателей, Макаренко переехал в Москву.

В столице Антон Макаренко занимался публицистикой, много выступал перед читателями. Московский период стал самым плодотворным для литературного творчества педагога. Совместно с супругой он издал «Книгу для родителей», в которой познакомил читателя с собственным взглядом на воспитание подрастающего поколения. Автор раскрывал роль коллектива в формировании личности ребенка, говорил об индивидуальности и свободе реализации. «Книга для родителей» задумывалась Макаренко как четырехтомник, но планам не суждено было осуществиться.

1 апреля 1939 года Антон Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда.

К творчеству и методике Антона Макаренко можно относиться по-разному. Но, несомненно, этот человек, небольшого роста, страдающий близорукостью, обладал поистине могучим упорством и силой в достижении поставленной цели. Из более чем 4 тысяч беспризорников, воспитанных Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие стали рабочими, экономистами и управленцами, создали семьи.

В наше время мысль о детском труде шокирует многих родителей, а так ли плохо с юных лет приучать людей трудиться на благо себе и окружающим?

13 марта 2024
Гусли - самогуды
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?