Дорогие друзья!
170 лет назад, в 1850 году «Высокопреосвященный Гавриил (Городков) обратился к своей пастве с трогательным воззванием к пожертвованиям на устроение женского духовного училища».
За два года до этого события, в течение двух с половиной лет в Рязанской губернии свирепствовала эпидемия холеры. Ее последствия были трагичными - оборвались жизни более четырнадцати тысяч человек, среди них было 155 лиц духовного звания. В результате эпидемии множество детей осталось без родителей. Святитель Гавриил задумал построить училище для «обездоленных дочерей духовенства». Мальчики-сироты имели возможность воспитываться в казенных учебных заведениях, а девочки-сироты «не только остаются без приличного христианского воспитания, но нередко терпят недостаток в самом насущном пропитании и необходимых для жизни потребностях».
Через год на устроение и содержание училища было собрано 11480 рублей. Затем последовал Указ Святейшего Синода, разрешающий открыть училище для девиц духовного звания. Для постройки было отведено место за Спасским монастырем, рядом с архиерейским садом. По просьбе Гавриила, губернский архитектор Н.И. Воронихин составил план двухэтажного деревянного здания с кухней и подвалом, в соответствие с которым 5 июня 1852 года был заложен и в то же лето выстроен для училища дом.
1 января 1853 года состоялась церемония открытие Рязанского училища девиц духовного звания. На ней присутствовали: губернатор, рязанское духовенство, почётные военные и гражданские чиновники.
Женское духовное училище было открыто, но дом долго еще не был окончательно отделан. На устроение при училище церкви не хватило средств. Воспитанницам приходилось ходить в другие церкви, за реку Лыбедь. Это было очень неудобно, особенно в непогоду. Деревянная церковь на каменном фундаменте была устроена Преосвященным Иринархом только в 1865 году.
Рязанское женское духовное училище полностью финансировалось Епархией и существовало за счет пожертвований, взносов и процентов с основного капитала.
При открытии в училище принято было 28 девочек, в 1870 году количество воспитанниц достигло 99. Из них 89 содержались на средства училища.
Огромный вклад в развитие заведения внес Святитель Гавриил. На строительство он пожертвовал тысячу рублей, ежегодно вносил деньги за содержание двух сирот, к праздникам Рождества Христова и Пасхи присылал на гостинцы воспитанницам не менее 15 рублей (в то время это были большие суммы), жертвовал книги в библиотеку училища.
Гавриил следил за ведением хозяйства, часто посещал уроки и беседовал с воспитанницами, поощрял усердных, ободрял застенчивых и робких. Он «приказал выкопать пруд на училищной усадьбе, устроить купальню и держать лодку для катания воспитанниц; устроить на училищном дворе обширное холодное помещение (нечто вроде сарая с окнами) для зимних прогулок в морозное время, игр и занятий гимнастикой».
Ежедневно, кроме воскресенья, проходило пять уроков. Девочки изучали: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметику, физику, пение, рисование, гимнастику и танцы. Кроме того, обучались ведению домашнего хозяйства. Занятия безвозмездно проводили преподаватели духовных училища учебных заведений.
Первой начальницей училища была вдова военного протоиерея Татьяна Поликарповна Светлова, первой воспитательницей – ее дочь, Людмила Светлова. Татьяна Поликарповна заботилась о благоустройстве училищного корпуса, о снабжении воспитанниц продуктами, одеждой и обувью, совместно с дочерью проводила чтения и беседы с воспитанницами. «По увольнении Светловых из училища (1856 г.), ни о каких чтениях не могло быть больше речи - сами надзирательницы и воспитательницы не имели к этому ни охоты, ни подготовки». Начальницей училища по август 1861 года была вдова священника Александра Ивановна Гусева.
Архиепископ Гавриил заботился о дальнейшей судьбе воспитанниц. По окончании курса обучения он «устраивал» их замуж за выпускников Духовной семинарии. Сносной оставалась жизнь в училище и после оставления святейшим Рязанской кафедры - он продолжал опекать воспитанниц и училище. После кончины Гавриила в 1862 году, школа стала влачить жалкое существование. Жизнь там стала похожа на жизнь в приюте.
«Архиепископ Смарагд, будучи хорошим администратором, упорядочил отчетность и, в интересах учебного дела, ввел порядок приема в училище только тех, кто уже умел читать и писать. Будучи человеком властным, решительным и грозным, он не проявлял особого благоволения к училищу. Все его резолюции по училищным делам сделаны в суровом тоне; замечания перемежаются выговорами. За три года Смарагд сменил весь женский персонал училища; счел необходимым точно определить их служебные обязанности особой инструкцией. Строжайшие выговоры за разные упущения и недосмотры неоднократно получала начальница училища Александра Гусева, и была уволена. Ее сменила вдова священника Александра Матвеевна Смирнова».
Воспитанницы не могли покидать территории училища. Воспитательницы обучали учениц грамоте, учительницы рукоделия не только обучали кройке и шитью, но и несли «постоянный надзор за воспитанницами, быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за ними во время ночи». Питание было самым скромным – картофель с черным хлебом, крупы; мясо и рыба бывали редко, чай и белый хлеб – только для больных. Не удивительно, что воспитанницы часто болели. Тем не менее, сироты были счастливы – их обучали, кормили, а по окончании училища устраивали их замужество.
В 1868 году Преосвященный Алексий уволил почти всю прислугу, переложив домашнюю работу на воспитанниц. Безвозмездное преподавание не оправдывало себя, так как осенью и весной в плохую погоду училище оставалось совсем без преподавателей. Пройти пешком «по глубокой глинистой грязи было решительно невозможно, и извозчики не брались ехать туда ни за какие деньги». В таких условиях встал вопрос о преобразовании училища.
В 1877 году Рязанское училище девиц духовного звания было преобразовано в Епархиальное Женское Училище.
Начальницей училища была назначена дочь священника Варвара Макаровна Хупотская. Председателем училищного Совета был избран преподаватель греческого языка Рязанской духовной семинарии священник Феофилакт Антонович Орлов.
Рязанская епархия приняла решение о постройке для училища нового каменного корпуса, так как в старом деревянном доме давно уж было тесно и неудобно. Возведение нового здания началось в 1879 году на Владимирской улице (ныне ул. Свободы). В настоящее время здесь располагается Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина.
Феофилакт Антонович Орлов «приступил к постройке нового здания для Епархиальной школы совершенно без определённого фонда и без средств наличных, без помощников и даже при ироническом взгляде на это дело… С раннего утра до тёмной ночи, без отдыха, успевая только просидеть уроки в Духовной Семинарии и наскоро пообедать, он присутствует при производстве работ; вечером отправляется на окраину города в реформируемую им старую школу, чтобы наблюсти за выполнением своих реформ, а ночью пишет витиеватые пригласительные и благодарственные письма к благотворителям. Письма эти рассылались не только по всей Рязанской губернии, но и во все концы земли Русской...»
С просьбами о пожертвовании он обратился ко всем епископам, и только двое оставили его письма без ответа. Было собрано 45 тысяч рублей.
Здание Рязанского епархиального училища было построено по проекту архитектора Ивана Васильевича Стопычева.
«Корпус поражал современников своими размерами и великолепием, калориферной системой отопления, что было новшеством для Рязани». Он стоял на лучшем месте в городе, возвышаясь над всеми зданиями и как бы «венчал город».
«В нижнем этаже были размещены: канцелярия училищного совета, приемная зала, квартиры начальницы, экономки и кастелянши, больница и столовая. Здание отапливалось шестью печами, устроенными в обширных подвалах дома. Здесь же располагались кухня, буфет и просфоропекарня.
На фронтоне здания красовались эмблемы-символы, олицетворявшие Веру, Надежду и Любовь - крест, якорь и сердце. Под фронтоном, в центре здания (над парадным крыльцом) располагалась двухсветная, с хорами, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с богатым и изящным пятиярусным иконостасом, работы рязанского художника-иконописца Н.В. Шумова.
Усадьба училища, занимала целый квартал и была отделена от улицы красивой каменной оградой с решеткой из металлического кружева. Вокруг корпуса раскинулся фруктовый сад с липовыми аллеями, беседками и скамьями для отдыха. Он с каждым годом все более и более разрастался, и значение его для закрытого учебного заведения трудно переоценить. Здесь воспитанницы могли гулять в любую погоду, весной и летом занимались приготовлением уроков на свежем воздухе. С наступлением зимы в саду устраивали прекрасный каток».
1 октября 1881 года училище было переведено в новое здание.
На торжество освящения приглашено было высокое начальство и духовенство города, а также все благочинные и многие священнослужители Епархии.
Приём в училище стал производиться ежегодно, а не один раз в два года, поэтому число воспитанниц стало быстро увеличиваться. Училище давало среднее образование в объеме гимназического курса.
Кроме обучения обязательным предметам, воспитанницы обучались гимнастике и рукоделию, иностранным языкам, музыке. «Степень успешности воспитанниц в музыке определялась экзаменами, проводившимися два раза в год: перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Экзамены проводились комиссией из учительниц музыки в присутствии членов Совета. За отличные успехи воспитанниц награждали нотами».
Были введены уроки кройки и шитья, кроме того, воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства - приготовлению пищи, уходу за детьми и лечению.
Руководство осуществлялось начальницей училища и инспектором классов.
Особое внимание обращалось на усердное исполнение воспитанницами христианских обязанностей. Ученицы исправно присутствовали на утренних и вечерних молитвах, говели, исповедовались, приобщались святых тайн. И на развитие в них добрых навыков: трудолюбия, скромности, почтительности. Чтобы приучить будущих матушек к хозяйственным занятиям, практиковался дежурство воспитанниц на кухне, где они не только записывали количество принимаемых из кладовой и употребляемых в дело продуктов, но и принимали посильное участие в приготовлении пищи. Требования чистоты, опрятности и аккуратности во всех отношениях простирались на весь образ жизни воспитанниц.
Девочки получали здоровую, хорошо приготовленную пищу. Кушанья подавались на роскошной посуде.
Епархиальное женское училище имело замечательную библиотеку. Покупались книги не только религиозно-нравственные, но и сочинения Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Имелись сочинения под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского «Россия: Полное географическое описание нашего Отечества». «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «Очерки по истории русской культуры» П.Н.Милюкова, «Очерки истории смуты в Москве» С.Ф. Платонова, выписывались периодические издания.
«На здоровье воспитанниц обращалось надлежащее внимание: во всех помещениях воздух освежался в достаточной мере, в свободное от занятий время они гуляли в училищном саду, а в хорошую погоду там и занимались, своевременно ходили в свою училищную баню (на заднем дворе был выстроен флигель для бани и прачечной). Больница в 1894 году была переведена в новое просторное здание. Главной стороной своей больничный флигель обращен был к солнцу, находился в тихом, уютном месте училищного сада, перед куртиной хвойных деревьев, что благоприятно действовало на улучшение здоровья и расположение духа больных. Печи во всех комнатах были голландские, из лучшего кафеля, в середине здания устроен вентиляционный камин, к которому проведены вентиляционные каналы из всех помещений больницы, двери сделаны из лучшего липового дерева и отполированы». Медикаменты «выписывались из Москвы».
«С целью расширения кругозора и совершенствования эстетического развития воспитанниц в училище устраивались внеклассные чтения и беседы. Например, в 1905 году преподаватель географии Дмитрий Григорьевич Наумов провел чтения по темам: «Франция и французы», «Страна восходящего солнца» (о Японии), которые сопровождались показом световых картин с видами Парижа: его соборов, улиц и бульваров, Лувра, Эйфелевой башни, Наполеона Бонапарта, видами статуи Будды, чайного дома, храма в Токио, японок и японца со слугой, японского придворного толмача».
Для развития литературного вкуса учениц и «доставления всем приятного и полезного развлечения» в актовом зале училища проводились музыкально - литературные вечера. В числе внеклассных занятий воспитанниц были хоровое и сольное пение, гимнастика и танцы, а также игры на открытом воздухе и катание на коньках.
В училище ежегодно устраивались роскошные рождественские елки для учащихся церковно-приходских школ. Например, на новогоднем вечере 28 декабря 1912 года присутствовали 650 детей и все получили гостинцы.
Не смотря на строгие приемные испытания, число воспитанниц из года в год увеличивалось и к концу ХIХ века достигло семисот. Рязанское училище становится самым крупным из епархиальных училищ обширной Российской империи. Возникает потребность в пристройке, что и было сделано.
В новом здании были размещены библиотека, читальный зал, двухпрестольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, актовый зал, сообщавшийся с церковью посредством широких дверей, которые открывались в дни праздничных богослужений. В церкви пели два хора: на правом клиросе - под управлением регента Василия Левитова, на левом - под управлением воспитанниц 6 класса. На богослужении ученицы стояли рядами: ближе всех к алтарю - первоклассницы, за ними - по порядку - все остальные классы, в актовом зале молились прихожане с улицы.
Эта замечательная по красоте и акустике церковь, хор ангельских голосов, привлекали сюда множество рязанцев. Чтобы училищную церковь мог посещать каждый желающий, в новом корпусе был устроен отдельный вход с крыльцом и тамбуром.
Аттестат училища давал право выпускницам становиться домашними учительницами, но только по тем дисциплинам, которые они сами усвоили на «отлично». В 1895 году при епархиальном училище была открыта образцовая церковно-приходская школа для девочек, где занятия вели воспитанницы училища, приобретая практический опыт преподавания.
Выпускницы училища считались в Рязани наиболее подходящими для семейной жизни невестами. Отдать своих дочерей в это учебное заведение мечтали многие рязанские семьи. Училище предназначалось для воспитания дочерей духовенства, чтобы они, став матушками, могли разумно заниматься домашним хозяйством и сообщать своим детям «первоначальные познания о науках, нужных для них при вступлении в училища».
Но далеко не все выпускницы выходили замуж. Многие становились учительницами церковно-приходских и земских школ.
В феврале 1918 года Епархиальное училище было закрыто, 30 сентября замечательное по архитектуре и удобству здание с прилежащими к нему службами и садом было передано Рязанскому учительскому институту, который 15 октября 1918 года был преобразован в Рязанский педагогический институт - первое в городе высшее учебное заведение. В 1993 году институт реорганизован в педагогический университет. Кафедра теологии в РГУ имени С.А. Есенина открыта в 2002 году на основании договора между Рязанской епархией и Университетом.
Здание очень красиво. Оно до сегодняшних дней сохранило свои основные архитектурные элементы, и является, несомненно, украшением нашего города.