Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Русская живопись М.К. Клодта

11 января 2018 года исполнилось 185 лет со дня рождения русского художника Михаила Константиновича Клодта.
Глядя на работы М.К. Клодта, поневоле начинаешь задумываться о том, что создать такое просто невозможно. Михаил Константинович Клодт появился на свет в 1832 г. в Петербурге в художественно одаренной семье: его отец – генерал-майор – занимался гравюрой по дереву, дядя Петр Карлович был выдающимся скульптором, его знаменитые скульптуры Укрощение коней на Аничковом мосту стали символом Санкт-Петербурга, двоюродный брат – известный живописец. Неудивительно, что живя среди художников, Михаил почувствовал тягу к искусству. Но учится его отправили в горный кадетский корпус, после окончания которого он должен был стать военным инженером. Однако страсть к рисованию взяла верх, и 18-ти летний Михаил поступает в академию художеств, которую заканчивает с золотой медалью. А дальше, как и все выдающиеся художники, Клодт путешествует по загранице – побывал в Швецарии, Северной Франции, где он работал над пейзажами с натуры. Но его тяготила жизнь на чужбине, и художник торопится возвратиться в Россию. Природа Франции и Швейцарии его не вдохновляла. Но всё же путешествие не прошло бесследно, по заграничным впечатлениям Клодтом были написаны картины «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки», «Вид в долине реки АА в Лифляндии», за которые он получил звание академика. В 60-е годы 19 в. начинается расцвет русской пейзажной живописи.
И с 1863 г. все пейзажи Клодта посвящены изображению природы России. Он работает в Орловской, Тульской, Смоленской губерниях, пишет виды русской деревни и окружающие ее пейзажи, часто оживляя их фигурами крестьян и пасущимися на лугу коровами – «Большая дорога осенью», «Дубовая роща», «Вид в Орловской губернии», «Русская деревня», «Аллея в березовой роще», «Лучи солнца» и др. Высоко оценивший картину «Большая дорога осенью» В.В. Стасов писал: «Здесь с удивительной верностью и тонким чувством красоты передана картина русской осени на широких равнинах, и тут рядами стоят везде бесконечные лужи и ухабины, выводимые из невозмутимого покоя лишь шлепаньем лошадиных копыт и расплескиванием телег». На картине Дорога размытая дождями, телега увязшая в грязи. Уныло стоит лошадь, ожидая пока крестьяне вытащат телегу из грязи. Хмурое небо с дождевыми тучами, и кажется, что едущие крестьяне вот-вот исчезнут в туманной дали. Близок к «Большой дороге осенью» «Вид в Орловской губернии», за которую Клодт получил звание профессора - «за особенное искусство и познания в художествах», как было сказано в решении Совета Академии. Меня поражает картина «Дубовая роща». Величественные, пышные, массивные дубы подавляют, и заставляют человека чувствовать себя ничтожным и маленьким. Даже кора на стволах деревьев изображена со всеми трещинами и углублениями, выемками, наростами. Ручей с небольшим деревянным мостиком через него показан спокойным, без ряби по воде. Весь пейзаж залит ровным сиянием солнечного света.
Художественная деятельность Клодта в 70-е годы тесно связана с передвижниками. В это время он создает свои лучшие произведения – «Коровы», «На пашне», «Лесная даль в полдень», «Полдень», «Рожь» и др. Небольшая картина «Коровы» - привлекает своим светлым солнечным колоритом, мастерством изображения животных. «Полдень», заслужил восторженную оценку Стасова: «Это, бесспорно, один из совершеннейших пейзажей, все залито светом: коровы, стоящие в воде и млеющие от жары, речка, вьющаяся посреди картины, краски сияют, всюду жарко и ослепительно». Картина «На пашне» по своим художественным достоинствам занимает центральное место в творчестве художника, она вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии. На картине изображены бескрайние поля во время пахоты. Высокое небо, занимающее больше половины пейзажа, огромные светлые облака, и едва заметные летящие птицы придают еще больше величия этой работе. От картины веет оптимизмом, верой в русского человека, уважением к его тяжёлому труду. Клодт был профессором Академии художеств до 1886 г. Художник относился к преподаванию с усердием, уделяя ученикам много времени. Он учил будущих живописцев любить и понимать русскую природу, внимательно ее изучать, добиваться законченности в своих работах. Особого внимания заслуживает полотно «Лесная даль в полдень», которое воспевает красоту и величие необъятных лесных просторов Северной России. Так и кажется, что попал в сказку и одинокая сосна среди заросших мхом валунов на склоне холма, гордо и величественно возносящая свои ветви к холодному северному солнцу, как сказочный сторож хранит дорогу спускающуюся вниз и скрывающуюся вдали в волшебстве зачарованного леса.
К сожалению, сохранилось мало документов о последних годах жизни Клодта. В 80-е годы из-за болезни глаз резко снизилась его творческая и преподавательская активность. Наполовину ослепший художник был уволен из академии, а 16 мая 1902 года скончался. Но он оставил нам целый ряд интереснейших пейзажей, правдивых по содержанию, совершенных по мастерству исполнения, согретых любовью к родине и ее природе. И его творчество внесло заметный вклад в русскую пейзажную живопись. Творчество Клодта нашло признание среди широких слоев русского общества. По словам Ильи Репина, произведения М.К. Клодта были «понятны и простым мужикам», а критик В. Стасов называл художника «живописцем поэтических сельских настроений».
11 января 2018
Коза Дереза
Это интересно