Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Иван Николаевич Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

«Художник есть служитель истины путем красоты!»
Иван Крамской


Здравствуйте, дорогие мои!
Наверное, встретить образованного человека, совсем не знакомого с портретами Крамского сложно. В этом году наша страна отмечает 180-летний юбилей художника. И я предлагаю поговорить сегодня о его жизни и творчестве.

Иван Николаевич Крамской – известный русский художник. Главное направление его творчества – портретная и историческая живопись.
Родился будущий знаменитый русский художник и крупный общественный деятель в Воронежской губернии 27 мая 1837 году (8 июня по новому стилю). Родители его были людьми суровыми, вечно занятыми, к детям относились строго. Отец работал в думе писарем, получал гроши. Мать хлопотала по хозяйству. Бедно и мрачно было в доме Крамских. В детстве Ваня лепил из глины фигурки и бегал в соседний сад слушать музыку, особенно волшебными казались ему звуки флейты. Зимой Ваня и его друзья катались на ледовых санках, которые сами делали из соломы и льда. Это было увлекательное занятие, а катание доставляло огромное удовольствие. Летом играли в мяч, запускали змея. Но шло время, и пришла пора учиться. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному» - говорил Иван Николаевич, спустя много лет. Начались занятия в уездном училище, мальчику было все интересно, все хотелось узнать. По всем предметам Ваня шел первым учеником. Он мечтал о гимназии, но умер отец, Ване тогда было 12 лет, и он пошел работать вместо отца писарем в думу. Брат Федор преподавал в училище и приносил книги из библиотеки. Ваня зачитывался «Отечественными записками», «Современником» и понимал, что есть бедные и богатые, что есть зло и несправедливость. Но вдруг им овладела страсть к рисованию. Он подолгу разглядывал репродукции картин в книгах, особенно ему нравились картины Карла Брюллова. «О, как я люблю живопись! Милая живопись! – записал однажды он в своем дневнике. – Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям… Без живописи внутренняя моя жизнь не может существовать. Живопись! В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени. Она исключительно занимает в это время все мое внутреннее существо - все мои умственные способности, одним словом, всего меня... Художественная концепция пластическая - совсем особая статья, и если является на свет божий мозг, способный к таким концепциям, то человек, обладающий таким мозгом, становится непременно художником, и только художником!» Первым его учителем стал художник-любитель и фотограф М.Б. Тулинов. «Если бы мне хоть в половину научиться так работать, я бы более ничего в мире не желал!» – говорил Ваня. Они стали друзьями, 28 летний Михаил Борисович и 16 летний Иван. Юный Крамской двинулся дальше завоевывать право на жизнь, на труд, на культуру. Он брался за всякую работу: растирал краски, ретушировал портреты у фотографа Данилевского, с которым объездил всю Россию. Наконец Крамской пробился в столицу, ему исполнилось 20 лет, и звали его уже Иваном Николаевичем, уважая как прекрасного мастера-ретушера.
Он поступил в Академию художеств. Жадная любознательность Крамского, широта и глубина его интересов, личные способности и темперамент выдвинули его вожаком академистов.
Шли 1860-е годы, пало крепостное право. Будущие художники зачитывались произведениями Чернышевского, Добролюбова. Но вот настало время написать выпускную работу, получить медаль и поехать учиться за границу. Крамской смело объявляет отказ писать на заданную тему, тишина, молчание, профессора взбешены, тридцать учеников очутились на улице без гроша в кармане.

Молодые художники пошли против устоев Академии и навсегда порвали с ней, создав Артель художников. Старшиной артели стал Крамской. Он оставался её главой, и душой, и добрым помощником. «Дока», «учитель» - так звала его молодежь. За советом к Крамскому приходил Репин, приносил свои работы, ожидая приговора. «Какие глаза! – говорил он. – Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах, серые, светятся… Ну и слушаю же его». Расстраивало Крамского, что творчество художников было известно только людям богатым, которые имели возможность покупать живопись. А простые горожане и крестьяне не имели такой возможности. Крамской решил устроить выставку для простых людей, которая открылась в Нижнем Новгороде. Простой люд тянулся к искусству, они подолгу разглядывали произведения.

Артель сыграла огромную роль в истории русского искусства, так как помогла окрепнуть целому художественному направлению. Она распалась только в начале 1870-х годов, когда из нее ушел Крамской. Но живое дело не могло погибнуть, на развалинах артели в 1871 году возникло Товарищество передвижных выставок, объединившее лучших художников Москвы и Петербурга. Крамской стал главным идеологом Товарищества. Выставки Товарищества передвижников побывали в Москве, Харькове, Киеве, которые посетило огромное количество человек. Успех превзошел все ожидания.

В 1869 году Крамской побывал за границей, где увидел сокровища мирового искусства, с интересом рассматривал картины французских современников.

В мучительных думах созрел у Крамского план создать целый ряд картин на тему страдания человечества. Из них Крамской закончил одну – «Христос в пустыне». Сюжет был взят из христианской легенды. Как повествует Евангелие - на сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира, с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для последнего крестного пути – страданием и смертью искупить грехи людей. В образе проповедника, сидящего на камнях в скорбной задумчивости, художник передал великие страдания своего поколения. Размышления о выборе пути в жизни, о совести, готовности жертвовать собою - это вечные вопросы, которые в своей жизни хоть однажды решает каждый думающий человек, когда бы он ни жил. Крамской писал очень много портретов. Страстные борцы за счастье человечества – мыслители, великие художники. Его портреты - целая галерея крупнейших деятелей эпохи. Тут и сосредоточенный, суровый в изображении Крамского писатель Л.Н. Толстой, тут и смертельно больной поэт Некрасов, великий художник И. Шишкин. По заказу П.М. Третьякова Крамской написал галерею портретов: И.А. Гончарова, Я.П. Полонского, П.И. Мельникова-Печерского, С.Т. Аксакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.М. Третьякова. Портреты ярко характеризуют тех, кого он изображал. Крамской всегда писал картины, глубоко изучая натуру.

Когда в Ясной Поляне Крамской ждал Толстого, чтобы нарисовать его портрет, то по приезду писателя, Лев Николаевич ответил отказом. Но в итоге Крамской уговорил писателя с условием, что напишет два портрета, один для галереи, другой для семьи. Толстой со взаимной симпатией отнесся к художнику. Более того Крамской послужил прообразом художника Михайлова в романе «Анна Каренина».

Крамской - с его демократическим мировоззрением - не мог остаться в стороне от изображения народной жизни. Художник писал этюды местных мужиков «Полесовщик», «Мужик с уздечкой», которые попали в Третьяковскую галерею. «Народ – неисчерпаемый источник творческого вдохновения», - писал художник.
При написании «Портрета поэта Н.А. Некрасова», Крамской волновался, ведь Некрасов был смертельно болен. Когда болезнь отпускала, поэт продолжал писать стихи, а Крамскому урывками приходилось писать портрет. Уже заканчивая картину, Крамской все же решил возвратиться к своему первоначальному замыслу: нарисовать больного поэта в постели полусидя. Крамской видел, как писал свои последние песни Некрасов, с восторгом читал их. С трепетом принял в дар от поэта сборник его стихов «Последние песни». Художник преклонялся перед силой духа замечательного гражданина России. Как же не написать задуманное полотно! И название должно быть одно: «Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Иван Николаевич завершал работу уже после смерти поэта. На полотне стоит дата: «3 марта 1877 года» - время, когда Некрасов закончил стихотворение «Баюшки-баю», так полюбившееся Крамскому. Непобедимое страданье, Неутолимая тоска... Влечет, как жертву на закланье, Недуга черная рука. Где ты, о муза! Пой, как прежде! Когда я была в Санкт-Петербурге и посещала музей-квартиру Некрасова, то я видела эту картину и диван, на котором лежал поэт. Полотно заняло достойное место в Третьяковской галерее.

Соня-старшая и Соня-младшая, это жена и дочь художника. Его отрада и утешение. Огромное удовольствие ему доставляло писать портреты обеих: Соню-старшую он писал еще в 60-е годы - «За чтением». Теперь, написав портрет Сони-младшей, поразился, как они похожи. Тот же облик, то же лицо, только Соня-старшая склонилась над книгой, а младшая дана в полный рост, иной фасон платья, волосы у дочери длинней. Но словно одна и та же девушка изображена на обоих полотнах, только в разных позах. В 80-х годах Крамской создал целую галерею прекрасных женских образов - портрет жены 1879 года, «Неутешное горе», «Неизвестная».
Личное и общественное волновало Ивана Николаевича одинаково. Семья, Товарищество, обязательства, творчество – ведь в этом суть всей его жизни. Он закрывался в своей мастерской, зажимал левый бок рукой, подходил к полотну под названием «Хохот», задуманному как продолжение «Христа в пустыне», но полотно не получалось. То была не просто личная неудача. В последние годы художник тяжело болел, да и эпоха была другая.
Несмотря на все невзгоды последних лет жизни, Крамской верил в свои силы, художественные идеалы его остались прежними. «За все русское искусство я спокоен, я знаю, что оно рано или поздно завоюет уважение широкое». Он умер в марте 1887 году, прожив без малого 50 лет, на посту художника – у мольберта, с кистью в руках, во время работы над портретом знаменитого детского врача К.А. Раухфуса, который сколько раз склонялся над его заболевшими детьми. Портрет доктора К.А. Рауфхуса – последняя неоконченная работа художника.

Так скончался Крамской, «могучий русский человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья», своей гигантской энергией, создавший две художественные организации, заставивший «признавать и уважать национальное русское творчество». Русские художники тяжело пережили смерть Крамского. Молодежь до самого кладбища пронесла гроб с его телом на руках, как и поэта Некрасова.

Сегодня, спустя сто с лишним лет, смотрят на нас с полотен живописца его современники, великие и никому не известные. Разные лица, разные характеры. Крамской находил в них и прославлял прекрасные человеческие черты – ум, талант, доброту, красоту, силу духа, достоинство. Художник обращал свое творчество к современникам и к потомкам, то есть к нам с вами.
19 мая 2017
Это интересно
Самые известные почтовые марки мира
Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Сначала марки выпускались без зубцов. Они печатались листами, и во время продажи на почте, просто отрезались ножницами. Это было весьма неудобно и вызывало множество нареканий. Однажды почтовый работник Генри Арчер с помощью швейной машинки прострочил лист…
Самые ядовитые
Самая ядовитая медуза Австралийская кубомедуза Chironex fleckeri (или «морская оса») - самая ядовитая из всех книдарий или стрекающих. Ее яд поражает сердечную мышцу. Небольшая (диаметром до 45 мм) прозрачная медуза морская оса считается самым опасным морским животным, от которого погибло людей больше, чем от акул. Яд морской осы близок по составу яду кобры, но превышает его по…