
Иван Крамской
Здравствуйте, дорогие мои!
Наверное, встретить образованного человека, совсем не знакомого с портретами Крамского сложно. В этом году наша страна отмечает 180-летний юбилей художника. И я предлагаю поговорить сегодня о его жизни и творчестве.
Иван Николаевич Крамской – известный русский художник. Главное направление его творчества – портретная и историческая живопись.
Родился будущий знаменитый русский художник и крупный общественный деятель в Воронежской губернии 27 мая 1837 году (8 июня по новому стилю). Родители его были людьми суровыми, вечно занятыми, к детям относились строго. Отец работал в думе писарем, получал гроши. Мать хлопотала по хозяйству. Бедно и мрачно было в доме Крамских. В детстве Ваня лепил из глины фигурки и бегал в соседний сад слушать музыку, особенно волшебными казались ему звуки флейты. Зимой Ваня и его друзья катались на ледовых санках, которые сами делали из соломы и льда. Это было увлекательное занятие, а катание доставляло огромное удовольствие. Летом играли в мяч, запускали змея. Но шло время, и пришла пора учиться. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному» - говорил Иван Николаевич, спустя много лет. Начались занятия в уездном училище, мальчику было все интересно, все хотелось узнать. По всем предметам Ваня шел первым учеником. Он мечтал о гимназии, но умер отец, Ване тогда было 12 лет, и он пошел работать вместо отца писарем в думу. Брат Федор преподавал в училище и приносил книги из библиотеки. Ваня зачитывался «Отечественными записками», «Современником» и понимал, что есть бедные и богатые, что есть зло и несправедливость. Но вдруг им овладела страсть к рисованию. Он подолгу разглядывал репродукции картин в книгах, особенно ему нравились картины Карла Брюллова. «О, как я люблю живопись! Милая живопись! – записал однажды он в своем дневнике. – Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям… Без живописи внутренняя моя жизнь не может существовать. Живопись! В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени. Она исключительно занимает в это время все мое внутреннее существо - все мои умственные способности, одним словом, всего меня... Художественная концепция пластическая - совсем особая статья, и если является на свет божий мозг, способный к таким концепциям, то человек, обладающий таким мозгом, становится непременно художником, и только художником!» Первым его учителем стал художник-любитель и фотограф М.Б. Тулинов. «Если бы мне хоть в половину научиться так работать, я бы более ничего в мире не желал!» – говорил Ваня. Они стали друзьями, 28 летний Михаил Борисович и 16 летний Иван. Юный Крамской двинулся дальше завоевывать право на жизнь, на труд, на культуру. Он брался за всякую работу: растирал краски, ретушировал портреты у фотографа Данилевского, с которым объездил всю Россию. Наконец Крамской пробился в столицу, ему исполнилось 20 лет, и звали его уже Иваном Николаевичем, уважая как прекрасного мастера-ретушера.
Он поступил в Академию художеств. Жадная любознательность Крамского, широта и глубина его интересов, личные способности и темперамент выдвинули его вожаком академистов.
Шли 1860-е годы, пало крепостное право. Будущие художники зачитывались произведениями Чернышевского, Добролюбова.

Молодые художники пошли против устоев Академии и навсегда порвали с ней, создав Артель художников. Старшиной артели стал Крамской. Он оставался её главой, и душой, и добрым помощником. «Дока», «учитель» - так звала его молодежь.

Артель сыграла огромную роль в истории русского искусства, так как помогла окрепнуть целому художественному направлению. Она распалась только в начале 1870-х годов, когда из нее ушел Крамской. Но живое дело не могло погибнуть, на развалинах артели в 1871 году возникло Товарищество передвижных выставок, объединившее лучших художников Москвы и Петербурга. Крамской стал главным идеологом Товарищества. Выставки Товарищества передвижников побывали в Москве, Харькове, Киеве, которые посетило огромное количество человек. Успех превзошел все ожидания.

В 1869 году Крамской побывал за границей, где увидел сокровища мирового искусства, с интересом рассматривал картины французских современников.
В мучительных думах созрел у Крамского план создать целый ряд картин на тему страдания человечества. Из них Крамской закончил одну – «Христос в пустыне». Сюжет был взят из христианской легенды. Как повествует Евангелие - на сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира, с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для последнего крестного пути – страданием и смертью искупить грехи людей. В образе проповедника, сидящего на камнях в скорбной задумчивости, художник передал великие страдания своего поколения. Размышления о выборе пути в жизни, о совести, готовности жертвовать собою - это вечные вопросы, которые в своей жизни хоть однажды решает каждый думающий человек, когда бы он ни жил.



Крамской - с его демократическим мировоззрением - не мог остаться в стороне от изображения народной жизни. Художник писал этюды местных мужиков «Полесовщик», «Мужик с уздечкой», которые попали в Третьяковскую галерею. «Народ – неисчерпаемый источник творческого вдохновения», - писал художник.
При написании «Портрета поэта Н.А. Некрасова», Крамской волновался, ведь Некрасов был смертельно болен. Когда болезнь отпускала, поэт продолжал писать стихи, а Крамскому урывками приходилось писать портрет. Уже заканчивая картину, Крамской все же решил возвратиться к своему первоначальному замыслу: нарисовать больного поэта в постели полусидя.



Соня-старшая и Соня-младшая, это жена и дочь художника. Его отрада и утешение. Огромное удовольствие ему доставляло писать портреты обеих: Соню-старшую он писал еще в 60-е годы - «За чтением». Теперь, написав портрет Сони-младшей, поразился, как они похожи. Тот же облик, то же лицо, только Соня-старшая склонилась над книгой, а младшая дана в полный рост, иной фасон платья, волосы у дочери длинней. Но словно одна и та же девушка изображена на обоих полотнах, только в разных позах. В 80-х годах Крамской создал целую галерею прекрасных женских образов - портрет жены 1879 года, «Неутешное горе», «Неизвестная».
Личное и общественное волновало Ивана Николаевича одинаково. Семья, Товарищество, обязательства, творчество – ведь в этом суть всей его жизни. Он закрывался в своей мастерской, зажимал левый бок рукой, подходил к полотну под названием «Хохот», задуманному как продолжение «Христа в пустыне», но полотно не получалось. То была не просто личная неудача. В последние годы художник тяжело болел, да и эпоха была другая.

Несмотря на все невзгоды последних лет жизни, Крамской верил в свои силы, художественные идеалы его остались прежними. «За все русское искусство я спокоен, я знаю, что оно рано или поздно завоюет уважение широкое». Он умер в марте 1887 году, прожив без малого 50 лет, на посту художника – у мольберта, с кистью в руках, во время работы над портретом знаменитого детского врача К.А. Раухфуса, который сколько раз склонялся над его заболевшими детьми. Портрет доктора К.А. Рауфхуса – последняя неоконченная работа художника.
Так скончался Крамской, «могучий русский человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья», своей гигантской энергией, создавший две художественные организации, заставивший «признавать и уважать национальное русское творчество». Русские художники тяжело пережили смерть Крамского. Молодежь до самого кладбища пронесла гроб с его телом на руках, как и поэта Некрасова.
Сегодня, спустя сто с лишним лет, смотрят на нас с полотен живописца его современники, великие и никому не известные. Разные лица, разные характеры. Крамской находил в них и прославлял прекрасные человеческие черты – ум, талант, доброту, красоту, силу духа, достоинство. Художник обращал свое творчество к современникам и к потомкам, то есть к нам с вами.