Здравствуйте, мои дорогие читатели!
Сегодня я хочу рассказать вам о русском жанровом живописце, художнике Алексее Аввакумовиче Наумове.
Алексей Аввакумович Наумов (1840-1895 гг.) – талантливый, но, увы, практически забытый художник. Как это часто бывает в таких случаях, известно о нем мало.Будущий художник родился 17 февраля 1840 года. Некоторое время он учился в городском училище во Владимире. Вскоре переехал в Петербург, где посещал воскресные классы Санкт-Петербургской рисовальной школы для приходящих, состоявшей в ведомстве министерства финансов (позже это была рисовальная школа общества поощрения художников). С 1859 года Алексей учился в Императорской Академии художеств, и за успехи в рисовании получил в 1868 году малую серебряную медаль. Наумов окончил Академию художеств в 1872 году. В этом же году ему присвоено звание классного художника третьей степени за картины «Дедушка укачивает внука», «Вид книжного магазина Глазунова» и другие.
В 1873 году за этюд с натуры «Деревенский портной» на академической выставке А.А. Наумову присуждают звание классного художника второй степени, а звание классного художника первой степени он получает в 1874 году за картины «Курная изба» и «Монах-капуцин». Художник много работает в жанровой живописи, пишет портреты-композиции, участвует в академических и международных выставках.
Алексей Наумов создал более пятидесяти картин, которые находятся во многих российских музеях. Самые известные - на литературно-биографические темы: «Белинский перед смертью», написанная в начале 1884 года, и «Дуэль Пушкина», написанная позже. Сюжет обеих картин художнику подсказал его друг, крестьянский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
У картины «Дуэль Пушкина» была счастливая судьба. Она сразу стала популярной, имя художника широко известным, а полотно было приобретено великим князем Николаем Михайловичем и подарено императорскому Александровскому лицею.
Перу Алексея Аввакумовича Наумова принадлежат еще две замечательные картины - «Старый друг» и
«Чаепитие».
А теперь предлагаю обратиться к истории картины, написанной в 1881 г. - «Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского» (А. А. Наумов и его картина «Белинский перед смертью». Сообщение С. А. Рейсера https://studylib.ru/doc/2673827/a.a.naumov-i-ego-kartina-»belinskij-pered-smert._yu»). Сюжетом картины стал вызов Белинского в III Отделение полиции. Событие, изображённое на картине, случилось 27 марта 1848 года. Пришедшие с визитом друзья знали, что дни «неистового Виссариона» сочтены, но не предполагали, что это произойдёт уже через пару месяцев.
В просторной комнате (кабинете) на диване у стены полусидит измождённый и усталый от болезни В. Г. Белинский. Возле дивана расположились Некрасов и Панаев, пришедшие его навестить. Их общение нарушила жена Белинского Мария Васильевна с сообщением о приходе жандарма, который принёс Белинскому повестку с вызовом в III отделение. Присутствующие оглянулись на Марию Васильевну, а Белинский даже привстал с подушек. Лишь дочка Оленька продолжала безмятежно играть в куклы. Лицо Белинского сходно с его прижизненным портретом работы Кирилла Горбунова и показано в том же ракурсе. Некрасов на картине выглядит постаревшим, хотя в год смерти Белинского ему не исполнилось и 27 лет. Художник пошёл на «состаривание» специально для того, чтобы поэт был легко узнаваемым. Лица Панаева и Марии Васильевны даны фантазийно, так как Наумов не знал, как они выглядели. Создавая картину, художник Наумов хотел показать семейный быт и обстановку, в которой смертельно больной Белинский проводил свои последние дни: кабинет с диваном, стеллаж с книгами, связки журналов, книжный шкаф, бюст Пушкина, письменный стол, портреты на стене. Некрасов однажды рассказал об этом эпизоде библиографу П.А. Ефремову: «Вы представить себе не можете, какое было тогда время. Нам [Некрасову и Панаеву] пришлось как раз сидеть у смертельно больного Белинского, когда к нему принесли письмо от Попова [старший чиновник III отделения], и посланный, когда ему сказали, что Белинский болен, для того, чтобы удостовериться в этом, сам заглянул в комнату. Потом дважды в день приходилось сообщать о состоянии здоровья Белинского».
У картин, как и у людей, бывает своя судьба, у этой картины - несчастливая. Наумов хотел экспонировать законченную картину на выставке, организуемой Академией Художеств, и продать, но ему отказали, и лишь добавили, что возьмут работу, если он уберёт фигуру жандарма. Через семь лет он так и сделал, но картина не продавалась. После смерти художника его родные и друзья устроили памятную выставку из 13-ти его картин, среди которых присутствовала и картина «Белинский перед смертью». Желающих приобрести картину не нашлось, хотя к ней была прикреплена заметная пометка «продаётся». Охотнее покупались фотографии картины. В 1900 году многострадальная картина была приобретена князем В. В. Барятинским. В конце января 1925 года картина была приобретена ленинградским Музеем революции у частного владельца К. А. Кинберга. В 1952 году картина была передана во Всесоюзный музей имени А. С. Пушкина, а позже она переехала на постоянное местожительства в мемориальную квартиру-музей Н. А. Некрасова. Копии картины находятся в музее Института русской литературы, в Ярославской усадьбе-музее в Карабихе и других музеях.
Последние годы больной туберкулезом Алексей Наумов жил частными уроками: преподавал в Тифлисе рисование детям великого князя Михаила Николаевича, а затем преподавал во 2-й петербургской гимназии, в приюте принца Ольденбургского, писал портреты и образа для церквей, а в 1892 г. выпустил руководство по рисованию. Перед смертью художник окончил новую картину «Странствующий богомолец». 28 октября 1895 года Алексей Аввакумович скончался, и был похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище.
Используемая литература:
Булгаков Ф. И. Наши художники, Т. II. - СПб., 1890. – С. 69-70
«Вестник изящных искусств», Т. VIII, вып. 2. - СПб., 1890.- С. 159-160.
«Исторический вестник». – 1895. - № 12. – С. 1014;
А. А. Наумов и его картина «Белинский перед смертью» // Сообщение С. А. Рейсера
Чуйко В. В. Посмертная выставка картин А. А. Наумова // Всемирная иллюстрация. – 1895. - № 1399 (21), от 18 ноября. – С. 408.
«Белинский и художники» // Советское искусство. – 1936. - № 27, от 11 июня. – С. 2.