Россия славится своими художниками. В эпоху Возрождения появился замечательный русский портретист, выходец из крепостных крестьян Василий Андреевич Тропинин, получивший звание академика за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик».
Родился будущий художник 30 марта в селе Карповка Новгородской области и с детства много рисовал. В девять лет граф И. Морков отправил Василия в Петербург учиться кондитерскому делу, а в свободное от занятий время мальчик посещал Императорскую Академию художеств. Узнав об увлечении рисовать, брат графа отправил его учиться в Академию за собственный счет. Учился Тропинин блестяще и получил серебряную и золотую медали.
Автопортрет, 1850 г.
Профессиональная творческая биография художника началась в 1804 году, когда его работу «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» впервые показали на выставке, и она была замечена самой императрицей Марией Фёдоровной. О Тропинине заговорили как о «русском Грёзе» (Жан-Батист Грёз – известный в те времена французский художник-портретист).
Но граф Морков отозвал его с учебы. «Возвращенный в дом графа Тропинин занял место среднее между поваром-кондитером и личным лакеем графа Моркова. И если бы Тропинин проявил хотя бы малейшее стремление к независимости своего положения и таланта, после того когда талант получил правильное, хотя и незаконченное воспитание, то он рисковал бы потерять окончательно всякую возможность заниматься живописью» - писали в журнале «Искусство в Южной России» за 1913 г.,
По приказу графа, крепостной Тропинин построил в селе Кукавка церковь и расписал ее. В то же время он нарисовал картину «Портрет мужчины в польском костюме». Здесь Василий Андреевич встретил Анну Катину - будущую жену и мать их сына Арсения.Супруги прожили вместе 50 лет.
В 1818 году художник написал «Портрет сына». Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! У мальчика русые, немного лохматые вьющиеся волосы, темные глаза, аккуратный нос, пухлые губы. Все это написано в спокойных коричневато-бежевых тонах, но при этом очень живо передает чувства и думы ребенка.Арсений Тропинин тоже стал художником, но, к сожалению, успеха не добился.
«Портрет сына» и сегодня остаётся одним из лучших детских портретов в мировой живописи.
В свободное время Василий Андреевич писал портреты простых украинских тружеников: «Пряха», «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой». В 1809 написан «Портрет жены Анны», «Мальчик со свирелью» и др. Тропинин изображал людей, занятых своими обычными делами.
После войны 1812 года художник вместе с семьей графа Моркова переехал в Москву и написал «Семейный портрет Морковых».
Здесь Василий Андреевич создает портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева.
В журнале «Отечественные записки» про него писали: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».
За верную службу хозяин в 1823 г. даровал художнику вольную грамоту, но остальные члены семьи так и остались крепостными. Тропинин работает с упоением, совершенствуя свои способности. Его любовь к портретному искусству помогла стать заметным художником в Москве.
В 1823 году появляется одно из самых популярных произведений Василия Тропинина – «Кружевница».
Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на миг оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Художник уделяет внимание деталям: мы видим, кружева, ящик для рукоделия. Руки юной особы, обнаженные почти полностью, замерли только на секунду. Кажется, что через мгновениеона вновь погрузится в работу и примется плести витиеватые ажурные узоры. Кружевница не позирует - она живет.
Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи.
В начале 1827 года Александр Сергеевич Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность образу поэта придаёт гордая осанка и устойчивая поза. У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил князь и русский историк-архивист М. А. Оболенский. Художника просили подтвердить подлинность портрета и обновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, «что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой», и только почистил его.
В 1833 году Тропинина пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник был одним из самых любимых педагогов у студентов публичного художественного класса. Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».
Крестьянин, обстругивающий костыль, 1834 г.
В более поздний период творчества художник писал парадные портреты представителей знати и небогатых московских горожан из низших слоев общества. В этом стиле были исполнены портреты профессоров Московского университета, членов купеческих семей Корзинкиных, Коноваловых, Сорокоумовских, Оболенских, Зубовых, Паниных и других. Создавал Тропинин и жанровые сцены, в том числе «Девушку с горшком роз» и «Старуха стригущая ногти», «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье».
«Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер», был выполнен художником в модном духе: состоятельные господа в роскошных туалетах предстали в окружении блистательного антуража собственного особняка. Скульптуры ангелочков, вазы с цветами, богатые драпировки указывали не столько на обеспеченность заказчиков, сколько на мастерство автора, так реалистично передавшего убранство дома.
Автопортрет на фоне Кремля, 19846 г.
После смерти жены в 1855 году живописец перебрался в Замоскворечье, где приобрел небольшой дом. Здесь выдающийся мастер скончался 3 мая 1857 года, пережив жену на два года. Знаменитого портретиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Василий Андреевич Тропинин оставил огромное живописное наследие. В его галерее работ более трех тысяч портретов, начиная от простых крестьян и заканчивая царственными особами. Героями его полотен становились император Николай I, придворный вельможа С. М. Голицын, государственный деятель М. М. Сперанский, полководцы П. И. Багратион и А. И. Горчаков, художники К. Брюллов и Н. Майков, и другие люди самых разных сословий. К состоятельным людям Тропинин выезжал сам, а простые граждане и приятели приходили позировать к нему домой, в мастерскую на улице Ленивка. Там художник жил и творил основную часть своей жизни.
Портрет П. И. Багратиона, 1816 г.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Художник умел передать характерность каждого портрета. Василий Андреевич стоял у истоков самостоятельного направления в русском искусстве.