Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

«Художник света» - Архип Куинджи (к 180-летию со дня рождения)

В. Васнецов. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи, 1869 г.

Архип Куинджи - один из самых необычных пейзажистов второй половины XIX века. «Виртуоз в изображении игры света и тени» – так называют своего знаменитого коллегу художники. 27 января исполняется 180 лет со дня его рождения. Предлагаю, поговорить о жизни и великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом пейзажах Архипа Ивановича Куинджи.

Именно Архип Куинджи был одним из первых художников, с картинами которого я познакомилась еще в детстве. В 6 классе на уроке русского языка мы писали сочинение по картине «Березовая роща». Эта солнечная, не похожая ни на какую другую картина запомнилась мне на всю жизнь. Вот она.

Мы видим на полотне березы, на стволах которых «разыгрались» солнечные зайчики. Ровный солнечный свет заливает всю поляну, и можно на миг услышать тихий шелест листьев. А в самом центре полотна ручеек, который ведет нас вглубь рощи, и теряется в прозрачной дымке… Всякий раз, когда я смотрю на эту картину, мысленно возвращаюсь в свое далекое детство.

Итак, Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». С детства Архип любил животных и природу, защищал слабых. Он рано осиротел, жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», - так считал Архип Куинджи.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму». «Был уже не мальчик, - рассказывал он впоследствии, - понимал, что времени терять в мои годы нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег».

Он сразу окунулся в атмосферу художественной жизни. В Академии художеств познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создавал мрачноватые полотна: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

На выставках эти картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

«Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть «внутреннее», то есть мысль, художественное содержание», - писал А.И. Куинджи.

В 1875 году художника приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь».

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи-Шаповалову. В результате появились полотна - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

После Валаамского успеха он отправился в заграничную поездку. В Мюнхене и Берлине, Париже, Лондоне, Базеле, Вене рассматривал собрания именитых мастеров.

Следующий успех ждал Куинджи на одной из выставок Общества поощрения художников. Здесь живописец решил впервые показать картину под названием «Снег», за которую в Лондоне получил бронзовую медаль. Картина привела публику в восторг.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

Что бы ни изображал Куинджи, главным в его картинах был свет, из которого создано мироздание. Это полотна: «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880) и др. В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью.

Однажды, в своей мастерской, он устроил выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь. О Куинджи говорили везде. Он стал самым известным человеком в Петербурге. «Положительно я не помню, – писал поэт Я. Полонский, – чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление». Куинджи продал полотно «тысяч за пять» великому князю Константину Константиновичу Романову, который никогда с ней не расставался. И. Н. Крамской писал: «…Его вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное своё течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое».

Тихо-тихо... Величаво течет широкая река. Переливается под луной, словно атласная лента... Дремлют на берегу избушки, крытые соломой. А над спящей землей - бездонное, бесконечное небо. Дух захватывает! Сияет в небе полная луна. Серебристо мерцают края облаков, жидким серебром струится вода, таинственно светятся беленые стены хаток... Как будто подняли занавес - и открылась волшебная сцена. Но никто, кроме художника, ее не видит. Все спит вокруг... Необыкновенной увидел нашу землю Куинджи. И не только увидел, но и сумел запечатлеть этот чудесный миг на картине «Ночь на Днепре».

В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения, но продолжал работать. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ. Из картин «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы», «Облако», «Закат в степи», «Ночное».

Последние годы Куинджи много путешествовал. Поездка на Кавказские Минеральные воды отразилась в его творчестве. Художник пишет вершины Кавказа – Эльбрус и Казбек. Количество кавказских этюдов огромно: «Снежные вершины гор» (1890-1895),«Эльбрус. Лунная ночь» (1890–1895), «Эльбрус днём. Стадо овец на склонах»(1890), «Вершина Эльбруса, освещённая солнцем» (1898-1908); этюды: «Эльбрус», «Казбек вечером», «Лунная ночь», «Пятна лунного света» и др. Художника привлекали снежные вершины гор, то ослепительно белые, то ярко-малиновые в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватые вечером.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины - «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

И. А. Владимиров. Куинджи кормит пернатых друзей, 1910 г.

Куинджи был человеком исключительной доброты. В жизни он видел много горя, сам испытал нужду и поэтому понимал и жалел людей. Во многом себе отказывал, стараясь бескорыстно помочь другим людям, защищал, жертвовал на помощь незнакомым нуждающимся огромные суммы, а сам с женой жил скромно, не держал прислуги.

А еще, что Архип Куинджи очень любил птиц - он их кормил и собственноручно лечил, из-за чего художника прозвали «птичьим доктором».

Г. О. Калмыков. Портрет А. И. Куинджи, 1910 г.

Из воспоминаний Николая Константиновича Рериха: «Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…

В период 1900-1905 гг. мастер пишет свое другое известное произведение – полотно «Радуга».

Иван Крамской. Портрет А. И. Куинджи, 1877 г.

Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Художнику было 68 лет. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников. Общество просуществовало до 1929 г., а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому музею.

Когда он умер, в толпе, его провожавшей, шли друзья, любимые ученики и много-много тех, кто помнил добро, сделанное Архипом Ивановичем Куинджи. А над его домом кружились стаи осиротевших птиц…

27 января 2022
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?