(к 170-летию со дня рождения Сергея Дмитриевича Милорадовича)
Сергей Малютин. Милорадович Сергей Дмитриевич, 1913 г.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу вам рассказать об очень талантливом и самобытном живописце, который писал невероятные картины на историко-религиозные темы, Сергее Дмитриевиче Милорадовиче.
Приготовление к Пасхе. 1910 г.
Когда я готовила видеопрезентацию картин русских художников «Светлая Пасха!», меня впечатлила его картина «Приготовление к Пасхе».
В 100 километрах от Москвы на правом берегу реки Москвы в селе Тесово Можайской губернии 16 июля 1851 года родился Сергей Дмитриевич Милорадович.Отец Сергея служил дьяконом в церкви села Тесова. Когда Сергею было 7 лет, во время родов скончалась его мать. Весною 1859 года умер отец, и мальчик остался сиротой.
В 1861 году юноша поступил учиться в Московскую духовную семинарию, где и получил первые навыки рисования.После ее окончания он 25 лет прослужил псаломщиком в московской церкви, но параллельно ходил в Центральное Строгановское училище технического рисования, где занимался у Ф. И. Ясновского.
Монахиня у иконостаса, 1922 г.
Затем четыре года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был В. Г. Перов. Именно он посоветовал ученику писать картины на религиозные темы - ведь Сергей хорошо знал быт духовных лиц.
В 1877 году за рисунки с натуры, а в 1878 году за этюд Милорадович был награжден малыми серебряными медалями. В 1896 году получил звание не классного (свободного) художника.
Выход из церкви, 1899 г.
Работы Милорадовича экспонировались на крупнейших передвижных выставках с 1885 по 1923 год. В 1896 году художник выставлял свои картины на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. На следующий год принимал участие на II-й Международной выставке искусств в Венеции, а в 1900 году - на Всемирной выставке в Париже, где был награждён бронзовой медалью за работу «Выход из церкви». Сергей Дмитриевич дружил с Валентином Серовым и Константином Коровиным.
Милорадович писал сцены из истории духовенства, монашества и раскола церкви: «Чёрный собор 1666 года», «Оборона Троице-Сергиевой Лавры», «Патриарх Гермоген», «Протопоп Аввакум в братском остроге», «Аввакум, идущий в Сибирь», «Накануне Пасхи».
Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году, 1885 г.
«Черный собор».1885 г. - это первая работа художника, посвященная расколу церкви середины XVII века.
Путешествие Аввакума по Сибири, 1898 г.
Одна из наиболее известных картин С. Д. Милорадовича затрагивает деятельность священномученика и исповедника протопопа Аввакума. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» - ссылка в Сибирь.
Грамотей, 1905 г.
Сергей Дмитриевич писал еще портреты, пейзажи, бытовые композиции, занимался графикой.
Крестьянки, 1922 г.
В 1909 году за известность на художественном поприще был удостоен звания академика Императорского Московского Археологического общества.
Сергей Дмитриевич не только рисовал, но и занимался преподаванием. Учил рисованию в Московской Духовной семинарии и в Московском училище иконописания.
В 1914-1918 годах занимался реставрацией Успенского собора Московского Кремля.
Хитровский рынок, 1878 г.
В большой гостиной. Санаторий Узкое, 1924 г.
В 1923 и 1924 годах живописец отдыхал в Санатории «Узкое», где создал картину, с фотографической точностью отображавшую интерьеры Большой гостиной Усадьбы (включая скульптурную композицию выдающегося Паоло Трубецкого «Дети» («Дети Трубецкие»), и зафиксировавшую художественные образы наполнявших ее пространство представителей научной, литературной и художественной интеллигенции.
О последних годах его жизни сведений немного. Сергей Дмитриевич Милорадович прожил долгую жизнь и скончался 4 февраля 1943 года в Москве, где и был похоронен.
С полудня, 1899 г.
Сегодня полотна С. Д. Милорадовича украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и некоторых других музеев.