Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Юлий Клевер: живописец с солнечной кистью

Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами

Юлий Клевер

Юлий Юльевич Клевер – русский художник немецкого происхождения, академик и профессор Императорской Академии Художеств.

«Закат солнца зимой»

Современникам это имя мало знакомо. В XIXстолетии ни один богатый дом не обходился без полотна Клевера. Он был любимым живописцем царской семьи. Многочисленные произведения Клевера тысячами репродукций расходились по всей стране, воспроизводились на шкатулках и брошках, копировались и подделывались как профессионалами, так и дилетантами. Однако чуть позже, в годы советской власти, творчество художника забыли, а сейчас его картины пользуются огромной популярностью у посетителей музеев.

Родился Юлий Клевер 19 января 1850 года в Дерпте (ныне г. Тарту на территории Эстонии) в семье химика и принадлежал немецкому роду фон Клевер.

Семья Клеверов была большой и шумной. Здесь ценили шутку, любили праздники, общие застолья. Маленький Юлий рос живым, общительным. Он обожал подвижные игры, любил пошалить. Если в доме слышался звон разбиваемой чашки или грохот падающего кресла, можно было сразу назвать виновника – Юлий. Мать расстраивалась, что сын – неисправимый непоседа. Но бабушка успокаивала ее: «Плохо, когда ребенок тихий и печальный. А наш Юля, посмотри, похож на воробушка, потому и прыгает везде». Долго сидеть на месте Юлий мог, лишь когда рисовал. За этим занятием он забывал обо всем на свете.

В семье чутко уловили, что маленький Юлий - художественно одаренная натура. На семейном совете решили: следует отдать мальчика учиться к профессиональному художнику. И уже в 1868 году Юлий написал свою первую картину - копию с оригинала знаменитого в то время немецкого пейзажиста Ахенбаха. В 1866 г. Юлий окончил Дерптскую гимназию и решил поступать в петербургскую Академию художеств. По наказу родителей Клевер поступает в архитектурные классы, но через год переводится на живописный факультет. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта.

«Заброшенное кладбище»

Но академические занятия стали скучны юноше, он принял решение об уходе из стен академии и продолжил творить самостоятельно. «Я выхожу из числа учеников академии, – писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры». Но это не помешало ему получить звание художника первой степени, а затем и звание академика. Все дело в том, что его картины, представленные на выставках, заметили знатные особы. Картина «Заброшенное кладбище зимой» оказалась в коллекции графа Строганова, холст «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна.

В 24 года Юлий Клевер организовал персональную выставку. Она прошла на стендах Общества поощрения художеств (1874 г.) Успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», в 1876-м - за картину «Первый снег на вспаханном поле». В том же 1876 году состоялась вторая персональная выставка, где профессиональный художник показал десять картин и тридцать этюдов.

«Березовый лес»

О Клевере говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» пожелал приобрести Александр II. С легкой руки императора художнику присваивают звание классного художника первой степени (это звание давали примерным воспитанникам Академии).

«Старый парк»

Уже в 1878 году Юлий Юльевич стал академиком за картину «Старый парк», отправленную затем на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием «Парк в Мариенбурге» повторял несколько раз.

«Зимний закат в еловом лесу»

Клевер писал очень быстро, и очень продуктивно. В своих ярких и красочных пейзажах любил эффекты освещения. Любимыми мотивами пейзажиста были лесные уголки, парки, закаты, разные времена года и погодные явления. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура. Художник любил писать суровый север и особенно – закаты. Его пейзажи сказочны, таинственны и величественны. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.

«Зима»

Юлий Клевер много выставлялся. Лучшие картины в Третьяковской галерее - «Девственный лес», в Русском музее - «Зима». Участник всемирных выставок в Вене, Париже, Берлине, Москве. В 1885 г. был устроителем русского художественного отдела на международной выставке в Антверпене. Затем были выставки в Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Риге, Киеве, Казани.

«Деревня на острове Нарген»

В эти годы Ю.Ю. Клевер написал множество картин. Мотивы для них он брал в основном из природы своей родины, Прибалтийского края, воспроизводя, главным образом, либо пейзажи пасмурной и дождливой осени, либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Лучшими картинами Клевера этих лет можно считать «Лес осенью», «Зима», «Дорога над болотом», «Деревня на острове Нарген», «Листья пожелтелые», «Красная Шапочка в лесу», «Болото», «На корнях». Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а репродукции его работ тысячами раскупались в разных уголках страны.

«Лес на острове Нарген» (Девственный лес)

Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление в Петербурге: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. Затем последовало еще одно приятное событие: картину «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») в 1880 году приобрел для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины «Дом эстонского рыбака» постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений. Картину «Остров Нарген» приобрел великий князь Алексей Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. «Лес зимой» попал в коллекцию Александра III.

«Зимний пейзаж»

К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник с оригинальной творческой манерой. Вершиной взлета для Юлия Юльевича оказался 1880 год, когда он по эскизам с острова Нарген написал картину «Лесная глушь». За эту работу Юлий Клевер получил в 1881 году звание профессора пейзажной живописи и возможность преподавать в Академии художеств. Академия предоставила ему квартиру и мастерскую, где он создавал очередной шедевр для нового заказчика. В 31 год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь в своей коллекции картин Клевера. Теперь дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии. За его работы платили огромные деньги, а по популярности он соперничал с Иваном Шишкиным.

«Красная шапочка в лесу»

Юлий Клевер был широкой натурой. Много зарабатывая, он постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счета раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком.

«Зимний пейзаж с рекой и домами»

В 90-х г. XIX века жизненные обстоятельства вынудили Юлия Юльевича покинуть Россию на семь лет. Клевер прожил в Германии, где снискал славу уже и среди местной публики, также очарованной его таинственными и величественными пейзажами.

Однако он тосковал по России, её природе и местам, мечтая вернуться для начала иной жизни, и много размышлял по этому поводу. И вот, наконец, в 1915 г. незадолго до революции семья Клеверов снова оказалась в России, которая значительно изменилась. В ней задули ветры перемен, народ проявлял неудовлетворение правительством, назревали восстания.

После возвращения Юлий Юльевич устроил большую выставку в Москве, а также совершил многочисленные творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию.

Последние год жизни художник жил в Петрограде (Ленинграде), преподавал в Академии художеств, а затем заведовал кафедрой монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной, продолжая писать. В самое сложное время его, как и других художников, поддерживало Общество художников имени А. И. Куинджи.

Много работал и был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Умер Юлий Юльевич Клевер 4 декабря 1924 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде. В 1980 году его надгробие перенесено на новое место, на Поперечной дорожке, у реки Смоленки.

Ю.Ю. Клевер (сын) «Натюрморт с ягодами и сливами»

Ю. Ю. Клевер стал основателем целой династии живописцев: помимо его младшего брата Константина, учителем которого он был, художниками стали его дочь Мария и два сына - Юлий и Оскар.

Сегодня работы Клевера можно увидеть в собраниях многих музеев России, в том числе в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

В книге «Исповедь», которая была опубликована художником в 1915 г. Клевер писал: «Нужно в жизни одно что-нибудь изучить, чтобы лучше вас никто не знал и не умел делать то, что вы умеете. Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы. Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах».

Когда-то, будучи упрямым юношей, Юлий Юльевич Клевер правильно выбрал творческий путь.

31 января 2021
Коза Дереза
Это интересно
Фантастические пейзажи
Есть на свете такие уголки, в которые сложно поверить. Смотришь на земные пейзажи, а кажется что попал в сказку или на другую планету. Йёкюльсаурлоун Йёкюльсаурлоун — самая большая ледниковая лагуна в Исландии. Лагуна находится в юго-восточной Исландии, примерно в 450 километрах от Рейкьявика. Лагуна не такая старая, считается, что с повышением температуры в 30-х годах XX-го века…
Самые известные почтовые марки мира
Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Сначала марки выпускались без зубцов. Они печатались листами, и во время продажи на почте, просто отрезались ножницами. Это было весьма неудобно и вызывало множество нареканий. Однажды почтовый работник Генри Арчер с помощью швейной машинки прострочил лист…
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?