280 лет со дня рождения Федота Ивановича Шубина (1740-1805), русского скульптора
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Предлагаю продолжить разговор о людях искусства. Сегодня я расскажу вам о скульпторе, занимающем одно из самых почетных мест в ряду художников, составивших славу русского искусства. Это Федот Иванович Шубин, который за 65 лет жизни успел создать великолепные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников из гипса, мрамора и бронзы.
Знаменитый скульптор родился 28 мая 1740 г. в семье крестьян-поморов в небольшой деревне в Архангельской области близ Холмогор.
Талант Федота Ивановича пробивался из традиций народного искусства. В юные годы он занимался рыбной ловлей, а свободное время вместе с братьями посвящал резьбе по перламутру и кости. Эта работа способствовала развитию его таланта.
По примеру своего земляка Ломоносова в 19-ти летнем возрасте, после смерти отца, Федот отправился в столицу. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и другие бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В 1761 г. при содействии Ломоносова и Шувалова Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина.
Учебу в Академии Федот закончил с золотой медалью, которая дала ему право на заграничную поездку «для достижения совершенства в художествах на три года».
В Париже с 1767 по 1770 годы занимался у прославленного скульптора Ж. Б. Пигаля, чуть позже, в Риме изучал скульптуру античности и Возрождения. Живший в Риме И.И. Шувалов заказал Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.
Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф. Шубин возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.
В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.
Бюст вице-канцлера А.М. Голицына (1773) был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте. Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве».
За портретный бюст императрицы Екатерины Великой Академия художеств в 1774 г. присуждает Шубину звание академика.
Еще одной знаменитейшей работой скульптора стал портрет жены сенатора графини Марии Паниной(1778). Как и бюст Голицына, данная скульптура после гипсового воплощения была выполнена из мрамора. Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве.
В 1774-1775 годах Шубин работал над серией мраморных барельефов для украшения Чесменского дворца. Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Для Мраморного дворца были выполнены пять портретных бюстов братьев Орловых.
Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией. Статуя вышла монументальной и величественной. Шубин изображает императрицу в образе богини Минервы с большой книгой законов возле руки, что подчеркивает просветительский и реформаторский дух великой императрицы.
В 1790-е годы он выполнил портреты генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина, светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова, великого ученого М. В. Ломоносова, графа А. А. Безбородко, последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова, адмирала В. Я. Чичагова и многих других.
Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный им в бронзе и в мраморе.
В обработке мрамора Шубин проявлял исключительное мастерство. Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.
За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников.
Но последние годы его жизни были очень тяжелыми. Великий скульптор стал слепнуть, сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами, не на что было содержать большую семью. И в 1805 г. Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1931 г. останки скульптора были перенесены в мемориальный Некрополь Александро-Невской лавры.
На могиле талантливого автора до сих пор увековечены слова эпитафии: «Из россов первый здесь в плоть камень претворял. И видом движущих скал чувства восхищал».
Скульптуры Федота Ивановича Шубина необходимо в буквальном смысле слова - читать - и долго, внимательно - рассматривать. Его работы заняли почетные места в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Оружейной палате, в Мраморном Дворце, в Петродворце и других музеях России.