Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

"Портреты с натуры"

19 января - 155 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова (1865-1911), русского художника

Валентин Александрович Серов, прославленный русский портретист, график и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIXвека. «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», полотна с членами императорской семьи, портреты художников, музыкантов, писателей и артистов – эти известные картины принадлежат кисти Валентина Серова.

Родился известный русский художник 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в артистичной семье. Его отец был музыкальным критиком и композитором, а мать - пианисткой.

Когда мальчику было шесть лет, умер отец, и мать переехала в Мюнхен, где заметила талант ребенка к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу. В девятилетнем возрасте творческие успехи мальчика отметил скульптор Марк Антокольский, который посоветовал нанять для Вали педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин. Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя - они вместе ходили на этюды. «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело... Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве», - подметил И. Репин.

В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств. В Академии он попал в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени», - вспоминал Павел Чистяков.

Фото взято с сайта:https://valentin-serov.ru/biography/

Без сожаления, после пяти лет учебы, Серов покинул Академию, попросив об отпуске «по состоянию здоровья» и не вернулся обратно. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту «надоело. - Что надоело? - Стены вот, коридоры...».

Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Всеми любимый «Антоша», так прозвали его домашние и близкие друзья, часто гостил в подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых Абрамцеве.

Здесь, в Абрамцеве, он написал знаменитое полотно «Девочка с персиками», портрет 12-летней Веры Мамонтовой. Юная натурщица каждый день почти два месяца позировала Серову. «Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».

Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

Белла Ахмадулина

«Девочка с персиками»

Сияет сад, и девочка бежит,

ещё свежо июня новоселье.

Ей весело, её занятье - жить,

и всех любить, и быть любимой всеми.

Она, и впрямь, любима, как никто,

семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,

и нянюшкой, воззревшейся в окно,

и знойным полднем, и оврагом мглистым.

Она кричит: «Я не хочу, Антон,

ни персиков, ни за столом сиденья!»

Художник говорит о том,

что творчество, как труд крестьян, - вседенно.

Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,

и сам хохочет, змея запуская.

Везде: в саду, в гостиной, в чердаке -

его усердной кисти мастерская.

А девочке смешно, что ревновал

угрюмый мальчик и молчал сурово.

Москву давно волнует Ренуар,

Абрамцево же влюблено в Серова.

Он - Валентин, но рекло он отверг

и слыл Антоном в своеволье детства.

Уж фейерверк, спех девочки - наверх:

снять розовое, в белое одеться.

И синий бант отринуть до утра,

она б его и вовсе потеряла,

он - надоел, но девочка - добра,

и надеванье банта повторяла.

Художника и девочки - кумир:

Лев золотой, Венеции возглавье.

Учитель Репин баловство корил,

пост соблюдая во трудах, во славе.

А я люблю, что ей суждён привет

модистки ловкой на мосту Кузнецком.

... Ей данный вкратце иссякает век.

Она осталась в полдне бесконечном.

Ещё сирень, уже произросло

жасминное удушье вкруг беседки.

Серьёзный взор скрывает озорство,

не сведущее в скуке и бессмертье.

Пусть будет там, где персики лежат,

пусть бант синеет, розовеет блуза.

Так Мамонтову Верочку мне жаль:

нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, где и решил написать портрет своей двоюродной сестры Марии Симонович, но когда художник бродил по имению и любовался пейзажами, он открыл для себя живописный вид на старинный пруд и принялся писать его в свободные от создания портрета дни. Так летом 1888 году появились два прекрасных полотна кисти Серова: «Заросший пруд. Домотканово» и «Девушка, освещённая солнцем».

Серов говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом - думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Семья была большой и дружной. Всего у Валентина и Ольги Серовых было шестеро детей.

Детей В.А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900), портрет Мики Морозова (1901) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России. Портретов кисти Серова известных живописцев, писателей, артистов около двухсот и все они разные. По его полотнам мы знакомимся с людьми той эпохи: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891), обладающий, по образному выражению художника, «золотой глоткой», жизнерадостный друг художника пейзажист К.А. Коровин (1891), одухотворенный И.И. Левитан (1893), подчеркнуто-нервный Н.С. Лесков (1894), художник И.Е. Репин, писатель Н. Лесков и композитор Н. Римский-Корсаков. Портреты-рисунки Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.М. Москвина, В.И. Качалова, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства. «Я не портретист. Я - просто художник. Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже. Что делать, если шарж сидит в самой модели, - чем я-то виноват? Я только высмотрел, подметил», – говорил как-то В.А. Серов.

Серова осаждают высокопоставленные заказчики: портрет М.Ф. Морозовой (1897), С.М. Боткиной (1899), портреты князей Юсуповых (1901-1903) и др. 3.В. Юсупова (1902) обаятельна женственностью и мягкостью, Г.Л. Гиршман (1907) отличается аристократической тонкостью. Серов был очарован. «Славная княгиня», - писал он жене, - «в ней есть что-то тонкое, хорошее».

Художник заостряет свое внимание на крестьянском быте. Появляется цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни «Баба с лошадью» (1898), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898).

В 1892 году началась целая серия портретов императорской семьи, так как художнику заказали картину «Император Александр III с семьей» - в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя - 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги - художник рисовал с натуры.

В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе - он написал акварель «Миропомазание Государя Императора».

Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в тужурке офицера Преображенского полка. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

После распада Товарищества передвижных художественных выставок в 1898 году появилось новое объединение художников «Мир искусства», где Серов стал «душой» объединения, занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства».

В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова - изучал повадки волков, лисиц, ворон.

Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов - сын княгини Зинаиды Юсуповой.

После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества - руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых - Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян - считали Серова своим главным учителем и наставником.

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок», - вспоминал Константин Коровин.

В портретах последних лет – О.К. Орловой (1911), В.О. Гиршмана (1911) – художник стремится к обостренной выразительности формы.

Ранним декабрьским утром 1911 года Валентин Александрович Серов начал собираться в дом князей Щербатовых, куда художника пригласили рисовать семейный портрет. И тут с мастером случился сердечный приступ, и смерть пришла мгновенно. А было ему на момент смерти всего 46 лет.

Чтобы не писал художник – всё удавалось и подчинялось мастеру, портреты, пейзажи, жанровые картины, исторические, но самое удивительное – Серов буквально с первого взгляда видел человека, или явление, «насквозь».

В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

https://valentin-serov.ru/biography/

19 января 2020
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?